Книги

13 марта 2017, 00:00

Вкусно, но это не лайт

Константин Мильчин, книжный обозреватель «РР» 077_rusrep_02_1.jpg
Константин Мильчин, книжный обозреватель «РР»
Спустя примерно полвека и после нескольких страшных войн с условным халифатом на мир опустилось очередное Новое Средневековье, а книги стали большой редкостью.

Там где дефицит — там всегда найдет себе чем поживиться преступность. Круче любого наркотика, веселее проституции, увлекательнее браконьерства — bookʼn’grill. На выкраденной из музея книги специально обученный повар приготовит вам обед. Главный герой и рассказчик Гёза, один из лучших книжных поваров. Сам процесс приготовления блюда на глазах у едоков называется «чтением» и пишется в книге курсивом. Тут вообще в каждом абзаце как минимум одно слово будет курсивом, то есть значит не то, что кажется. 

Чтения следуют одни за другими, сюжет книги связан с блюдом, а едоки ведут себя так, как персонажи с горящих страниц. Гёза зарабатывает деньги и мечтает о Гоа и вьетнамках. Но тут выясняется, что миру угрожает потеря равновесия: на Северном Урале под горой Манарага кто-то построил машину, которая производит уникальные издания в огромных количествах. Это не подделка, это по сути клон. Тысячи книг, которые выглядят точь-в-точь, как оригинал. И с технической и юридической точки зрения даже не являются подделкой. Совет поваров отправляет главного героя уничтожить страшную машину.

Если писать рецензию на Сорокина в формате даже не твита, а статуса, то проще всего будет процитировать рекламу «Кока-колы»: «Вкусно, но это не лайт». Ну то есть вроде бы фирменный Сорокин, с его игрой в стили и жанры, со смешными пародиями на Толстого и Прилепина, с небольшой дозой аутофагии, с бесконечными литературными играми. И да, образы и идеи книги заставляют вас думать и постоянно возвращаться к прочитанному. Но  тексты Сорокина обычно заставляют содрогнуться даже самого циничного читателя. Старый Сорокин пугал, отвращал, мучил. «Манарага» никакими перечисленными свойствами не обладает. Обидно.

Манарага

Владимир Сорокин

Издательство Corpus

 077_rusrep_02_2.jpg

Money

Феликс Мартин

Издательство «Синдбад»

Никто не знает, что такое деньги на самом деле: средство обмена одних товаров на другие или важнее их символическая и сакральная функция. Экономисты спорят, был ли период бартера или деньги были всегда.

Книга начинается с примера из Микронезии — там в конце ХIХ века были огромные каменные деньги — раи, а у самой богатой семьи запас раи лежал на морском дне, посколько утонут в кораблекрушении. И ничего, работала система кредита. Для автора деньги — это технология, которая помогает людям сглаживать противоречия и улучшать функционирование общества. Рассуждая о том, как этот механизм работал от древней Вавилонии и до современных финансовых пертурбаций, он в игровой и иро­ничной манере объясняет основные экономические термины.

История одиночества

Джон Бойн

Издательство «Фантом Пресс»

Звучит как название для нон-фикшн, но, на самом деле, это искусный роман главного сейчас ирландского писателя Джон Бойна. Это тот самый автор, который написал самую известную книгу для подростков  о Холокосте «Мальчик в полосатой пижаме». В основе  «Истории одиночества» исповедь католического священника, который пытается понять, как ему жить дальше, после того как церковь оказалась замешана в бесконечном педофильском скандале. Сам он чист перед собой, верующими и Богом. Но он знал и ничего не сделал, чтобы предотвратить. В итоге скандал разрушает не только саму церковь, но и главного героя, а главное — Ирландию. Которая в книге по сути является одним из персонажей.

Тайна Лабиринта

Маргалит Фокс

Издательство Corpus

Увлекательная книга о том, как историки, археологи и лингвисты открыли Минойскую цивилизациию. «Иллиада» Гомера передавалась из уст в уста, ее герои практически не имеют дела с письмом, но в одном из эпизодов упоминается послание. То есть письменность была, но данные археологии  ее не подтверждали. Вплоть до начала XX века часть ученых не верила, что в Европе было письмо раньше IX века до нашей эры. Прорыв произошел в самом конце XIX столетия, когда археолог Артур Эванс нашел таблички с закорючками, которые назвал «линейным письмом Б». Вот с этими закорючками читателям придется прожить 400 страниц. Фокс рассказывает, как ученые в разных странах постепенно пробивались сквозь письмо, которым люди писали свыше 3000 лет назад.

Викинги

Джон Хейвуд

Издательство «Альпина нон-фикшн»

Честная история викингов — без каких-то особых ноу-хау, новых приемов или исторических открытий. Как скандинавы вырвались на аван­сцену истории, залили Европу реками крови и практически везде растворились в местном населении. В Англии и Франции от викингов остались хотя бы топонимы. В России, где скандинавы поучаствовали в создании первого государства, практически нет напоминания о норманнском следе на карте. Единственные территории, которые скандинавам удалось не только колонизовать, но и сохранить под своим влияниям — это незамеченные острова северных морей и Исландия.