Трендовые новости

13 марта 2017, 00:00
В этих гигантских кристаллах в мексиканской пещере Найка найдены бактерии-экстремофилы, не похожие ни на один другой организм. Десятки тысяч лет они жили в изоляции от окружающей среды в крошечных каплях воды внутри кристаллов.

Джунгли Амазонки — это заброшенная ферма

050_rusrep_02_1.jpg
Тропические леса Южной Америки совершенно не напоминают ухоженные плантации. Но если сравнить распределение бывших поселений и состав растительного сообщества, окажется, что леса Амазонки отчасти являются «заброшенной фермой» доколумбовых цивилизаций. Исследователи из Нидерландов установили, что одомашненные виды, например, какао и бразильский орех, гораздо чаще являются гипердоминантными, то есть составляют около половины всех деревьев местности. Особый вклад в распространение таких видов внесло древнее сельское хозяйство. Ученые отмечают, что хотя большая часть наследия амазонских племен была утеряна, их влияние на растительное разнообразие сохраняется и сейчас. Это масштабный памятник доколумбовой эпохи посреди самой заповедной зоны Земли. А памятники вырубать нехорошо.

Череп денисовца?

Изучая фрагменты двух черепов, найденных вблизи китайского города Сюйчан, команда археологов из Китая и США установила, что они принадлежат ранее неизвестному типу человека. Останки датируются возрастом примерно 100–130 тыс. лет назад. Строение черепа имеет сходство как с неандертальцами, так и с предками современных людей, а провести анализ ДНК материала пока не удалось. Ученые предполагают, что кости могут принадлежать денисовскому человеку. Впервые ДНК этой разновидности людей удалось выделить из фрагмента фаланги пальца ребенка, обнаруженного в Денисовой пещере Алтайского края в 2008 году. Генетический след денисовцев сейчас можно обнаружить в геноме обитателей Южно-Тихоокеанского региона.

Растопить сердце по науке

050_rusrep_02_2.jpg
Криоконсервация считается наиболее перспективным способом сохранять донорские органы, но применяют ее в основном при заморозке спермы, клеточных культур и эмбрионов. Более крупные органы при медленном оттаивании покрываются кристаллами льда, что повреждает их структуру и делает дальнейшее использование невозможным, а если ускорить процесс — они трескаются из-за разницы температур внутри и снаружи. Но исследователи университета Миннесоты сумели равномерно прогреть орган со скоростью 100 °C/мин, что в десятки раз быстрее других методов. Для этого в раствор-криопротектор, которым пропитывают орган, добавили ­наночастицы оксида железа, покрытые пористым диоксидом кремния, а потом подвергли воздействию электромагнитного поля. Эксперимент с оттаиванием сердечных клапанов и сосудов животных показал полное сохранение клеточной структуры.

Этот поезд во мне

050_rusrep_02_3.jpg
Возможность использования ДНК для хранения информации давно будоражит умы исследователей. Ранее ученым уже удалось записывать информацию с помощью нуклеотидов. Новый метод фонтанной ДНК-записи приближается к теоретическому максимуму плотности кодирования информации — он позволяет разместить в одном грамме ДНК ни много ни мало 215 петабайт данных — в 100 раз больше, чем удалось достигнуть при помощи других методов. Разработчикам удалось записать и безошибочно прочитать 2,14 мегабайта, в которые поместились операционная система KolibriOS, фильм «Прибытие поезда» братьев Люмьер, компьютерный вирус, картинки и тексты. Невероятная емкость записи делает этот метод крайне перспективным, однако высокая цена пока препятствует распространению новой технологии.

«Хотим понять, действительно ли в мире сложилась “революционная ситуация”»

050_rusrep_02_4.jpg
Фонд развития промышленности запустил  новый просветительский проект, направленный на изучение и развитие четвертой промышленной революции в России — дискуссионную площадку ipi 4.0.

Для чего мы это сделали? Потому что хотим понять, действительно ли в мире сложилась «революционная ситуация», или «индустрия 4.0» — это просто слоган и ничего больше. Мир меняется с безумной скоростью, но в чем суть этих изменений и что они значат для нашей страны? Сможем ли мы ими воспользоваться и выйти в лидеры? Чтобы ответить на эти и другие похожие вопросы, мы решили собрать в одном месте самых разных экспертов — ­людей, занимающихся бизнесом, промышленностью, государственным управлением, ученых, футурологов. Здесь они будут встречаться с молодыми предпринимателями, студентами, аспирантами и всей той молодежью, которой предстоит делать будущее своими руками. Мы хотим наладить диалог между молодежью и бизнес-эли­­той — пусть из первых уст получают информацию о трендах и изменениях в мире. А еще мы хотим рассказать, как четвертая промышленная  революция разворачивается в России, о нашем опыте, возможностях, решениях и открытиях. И кроме того, сделать современную промышленность модным трендом. Чтобы профессиями инженера, конструктора, изобретателя вновь гордились. Напомню, что наша страна дала миру много настоящих звезд в этой области — таких как Ползунов, Кулибин, Шухов, Королев… И нам очень хочется, чтобы для современной молодежи новыми звездами, новыми ориентирами становились российские ученые, предприниматели и конструкторы.

Цифра

3,8 – 4,3 миллиарда лет — таков возраст окаменелых бактерий, найденных в зеленокаменном поясе Нуввуагиттук провинции Квебек, Канада. Скалистые образования этого региона считаются самыми старыми на планете, а обнаруженные в них окаменелости побили предыдущий рекорд древности на 300 млн лет. Судя по этим данным, жизнь на нашей планете появилась удивительно быстро по геологическим меркам — ведь Земле всего 4,55 млрд лет.

Вам расти, а нам умаляться

По прогнозам ООН, к 2050-му нас будет уже почти 10 миллиардов. Хотя большая часть людей планеты уже переехала в города, а значит, рост населения постепенно замедляется, все же он остается пугающе быстрым — особенно в бедных и отсталых странах с экономикой, основанной на сельском хозяйстве. ­Поэтому население Европы будет лишь сокращаться, а население Африки расти настолько стремительно, что к 2050 году там будет жить четверть населения мира, а к 2100 году — почти 40%. Сохранит ли европейская цивилизация свой лидерский ­потенциал до конца века, когда население Европы и Северной Америки будет составлять меньше 10% от мирового?