Бизнес наугад

7 апреля 2017, 00:00

Частный бизнес в России — больше чем бизнес. Или меньше. Ну, во всяком случае он точно отличается от чего-то общемирового, общепризнанного и общеустаканившегося. Когда мы еще только обсуждали идею этого материала, то наивно полагали, что за каждой успешной историей людей, нырнувших во времена кризиса из офисной жизни в частное предпринимательство, непременно стоят успешные стратегии и бизнес-планы. Что кризис вынудил людей уходить в бизнес, чтобы они смогли поддерживать прежний уровень жизни за счет другого источника заработка. Но наша гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что многие из наших героев действуют вне всякой экономической логики. Вообще непонятно, по какой схеме — наугад и наобум. И у них при этом все получается! Но главное — дело вовсе не в кризисе, он тут вообще ни при чем. Потому что речь идет не о преодолении трудностей, не о поиске нового источника прибыли — а о поиске и обретении себя.

Что касается правил, то, если вдуматься, какие могут быть правила, когда сталкиваешься с «местной спецификой», «негласными законами», «сложным менталитетом жителей» (на эти факторы жалуются герои сегодняшней «Сцены»)? Мы уже не говорим о традиционных сложностях взаимоотношений с властями и надзорными органами! Тут и впрямь вдыхай побольше, ныряй поглубже и плыви.

И все-таки — разве так делаются дела, на голой интуиции? С точки зрения так называемых «нормальных людей» все эти персонажи — странные. Поначалу кажется, что это такие «неправильные пчелы», которые делают неправильный мед. Но когда говоришь о них с экспертами и практиками, выясняется, что ничего странного-то нет. «Учебники существуют не для предпринимателей, а для наемных менеджеров. Это совершенно разные занятия: менеджеру важно минимизировать риски, избежать ошибок, а предприниматель должен рисковать, в этом суть его деятельности», — утверждает один из наших экспертов. И напоминает, что очень часто новые проекты возникают на чистой «чуйке» и энтузиазме. Вдохновение и бизнес-план почти никогда не приходят к бизнесмену сообща.

А что касается кризиса, тут история примерно такая. После тяжелых девяностых наступили относительно сытые «нулевые». Люди потихоньку научились не выживать, а жить. Но жить, главным образом потребляя — насыщаясь тем, чего были лишены в прошлое десятилетие. А потом, задумавшись, чем все-таки жизнь отличается от выживания, стали размышлять и о том, как реализовать себя в этих новых условиях. И некоторым захотелось почувствовать себя не офисным планктоном, а индивидуальностью. Не послушной машиной в насиженном офисе, а кем-то нужным другим людям. А самое главное — свободным. Свободу потребления, автомобили в кредит, отпуска в Египте и прочие радости нулевых эти люди сменили на свободу реализации. Индустриальное сменилось индивидуальным — по звучанию слова вроде схожие, а разница космическая.

Многие из наших героев  действуют вне всякой экономической логики — наугад и  на обум. И у них при этом все  получается!

Проводя данное репортажное исследование, мы убедились, что не очень-то понимаем жизнь предпринимателя. Не понимаем и, что важнее, не принимаем. Это вправду какие-то марсиане. Или «национальное меньшинство», у которого свои ценности и образ жизни, совершенно непостижимые для остальной части населения. А еще мы поняли, что главное их отличие от «нормальных людей» — способность идти на риск в ситуации полной неопределенности.

Между тем именно это качество переводит их, уж простите за пафос, в передовые отряды общества. Потому что в профессии предпринимателя главное — не следовать прописанным планам и не извлекать заранее просчитанные прибыли, а уметь отвечать на разнообразные вызовы: со стороны государства, конкурентов, экономической ситуации в целом… Такие люди обязательно должны быть в стране. Именно они могут справиться с кризисами и совершить экономический прорыв, о котором мы давно мечтаем. Научить предпринимательству невозможно, но можно — вернее, нужно — по крайней мере постараться понять ценности и логику этих людей. А потом еще раз посмотреть на себя.