Наша страна в войне. Мы это знали всегда. Но уже отвыкли от того, что поле боя может быть в любом большом городе России. Десять лет в столицах не было терактов, но получалось это не само собой — многие из них были предотвращены. И уже в прошлый четверг в жилой квартире в Петербурге было обезврежено еще одно взрывное устройство, в Ростове-на-Дону недалеко от школы произошел взрыв. Но все это повод не для страха, а для ясного осознания ситуации.
Цель террора — поселить страх в стране. Желаемый результат для террористов — спровоцировать поиск внутреннего врага: поссорить народы, вызвать агрессию к чужакам и властям. Поэтому в сильных обществах первая реакция — солидарность и взаимопомощь. Разбор провалов и поиск новых управленческих решений лучше вести не впопыхах, а чуть позже и с холодной головой. Жители Санкт-Петербурга, которые массово помогали друг другу, показали, что у нас довольно сплоченное и здоровое общество.
А что в других городах? Мы смотрим на страшные кадры в телевизоре и социальных сетях, сначала сочувствуем, потом зачастую просто «залипаем». Как не впасть в отчаяние от этих переживаний? Лучший способ — делать что-то полезное. Кто имеет возможность — помогает семьям пострадавших и погибших. Но в целом лучший ответ на теракт — продолжать заниматься своими делами, не испытывая паралич воли.
Некоторые из наших корреспондентов отправились в Петербург, другие были в командировках в других городах, делали репортажи про «обычную» жизнь. Мы даже перенесли на номер большой фоторепортаж из Донбасса, приуроченный к трехлетию начала украинской войны. Не потому что его важность уменьшилась — напротив. Просто террористы хотели бы, чтобы СМИ побольше пугали людей, а мы понимаем, что, хоть и невозможно молчать, но отказываться от мирной повестки тоже нельзя. Только в ней выход.
Война началась с распада страны, с ее ослабления. Предполагаемый террорист-смертник — из города Ош, места многих межнациональных конфликтов, возникших в результате распада Союза. Не с другой планеты — все это бывшие советские люди.
Популисты сейчас предложат усилить репрессии внутри страны, а также отгородиться от «чужаков». Оба этих банальных решения неэффективны, потому что корень войны не в чужаках, а в нашей слабости.
Нельзя недооценивать безопасность: силовики сдерживают врага. Но шанс победы в войне у нас появится, когда мы всерьез займемся нашими внутренними социальными проблемами, обустройством своей страны, и наши люди (а также граждане соседних стран) не будут уходить в исламисты или националисты просто от ощущения бедности и бессмыслицы.
Есть мнение, что мы в этой войне потому, что демонстрируем избыточные «имперские» амбиции, вызывая огонь на себя со стороны мировых исламистов, стран Залива, западных стран. Но правда в том, что мы, наоборот, слишком слабы и неамбициозны: нас бьют туда, где кровоточат раны распада Союза, где проступает межнациональная и религиозная рознь. Нет никакого шанса на прочный мир, пока мы не создадим у себя модель развития, привлекательную и для соседей, и для всего мирового сообщества.
Пока не найдем мир в себе.