«Маска» для мамы
Когда вручают любую премию — даже мастерам котиковедения или пирожкоедения, — всегда находятся недовольные. Иначе что это за премия? Недовольные после «Золотой Маски» есть всегда. Но в этом году их вдруг оказалось особенно много
Так получилось, что на этот раз список претендентов на награды был необычайно длинный. С одной стороны, это показатель того, что с театром в стране все более чем в порядке — тем более что в маленьких городах, до которых скачи и не доскачешь, нашелся театр не просто столичного — европейского уровня. С другой стороны, было очевидно, что длинный список — компромисс экспертного совета, «усиленного» консерваторами так, что режиссеры Серебренников и Богомолов еще на старте отказались от «масочной» гонки. То есть картинка уже была неполной. И все равно выбирать драматическому жюри было из чего. Но того, что главным триумфатором, собравшим три награды («Лучший спектакль большой формы», «Лучший драматург» и «Лучшая женская роль») станет «Русский роман» Московского Театра им. Вл. Маяковского, ожидать было трудно. И дело не в том, что спектакль плохой, — спектакль замечательный. Любимый театралами тандем ироничных литовцев (драматурга Марюса Ивашкявичюса и режиссера, худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса) предлагает зрителям историю семьи Толстого, переплетенную с линиями из «Анны Карениной». Софья Толстая, которую исступленно безупречно играет Евгения Симонова, ревнует к романной Анне, ненавидит библиографа Черткова и всячески объясняет, почему фраза «чтоб ты замуж вышла» может быть проклятием. Когда у меня спрашивают, на какой «красивый нормальный спектакль по классике, с хорошими актерами и без всех этих штучек» сводить маму, я горячо советую «Русский роман». Но все-таки мне кажется, что премии нужны в том числе и для того, чтобы поддержать занимающихся поиском и рефлектирующих о дне сегодняшнем. Поэтому мне грустно за драматурга Наталью Ворожбит, написавшую «Саша, вынеси мусор» про недавние события на Украине так, что нет там правых и виноватых, но есть ком, который подкатывает к горлу в самом начале небольшого, на час с хвостом спектакля. Грустно за Ксению Раппопорт, играющую в расколовшем театральное сообщество «Гамлете» Льва Додина Гертруду. Гертруда Раппопорт — леди Макбет с шармом женщины, любящей и любимой — настоящий двигатель этого весьма и весьма неожиданного «Гамлета». Грустно за похожую на палехскую шкатулку «Грозу» Андрея Могучего, через фольклорные мотивы выпускающую на свет то страшное, что таится где-то на дне загадочной русской души еще со времен язычества… Мне безмерно радостно за вдруг получившее «Золотую Маску» в номинации «Лучший спектакль малой формы» «Магадан. Кабаре» театрального мага Юрия Погребничко, три десятка лет творящего чудеса в маленьком подвале в Вознесенском переулке. Но вместе с тем — безмерно жалко главного фаворита номинации, феноменальных «Трех сестер» Тимофея Кулябина, в которых актеры пытаются играть текст Чехова на русском жестовом и вдруг дают ему возможность прозвучать свежо и ново.
А более всего жалко, что при наличии всех этих и других спектаклей получился старый добрый «Русский роман». Мама, кстати, очень рада.
Аудиенция
Москва, Театр Наций
Режиссер Глеб Панфилов
25, 27, 28 апреля
Вот уже больше шестидесяти лет каждый вторник английская королева принимает премьер-министра. Когда-то о ситуации в стране рассказывал Уинстон Черчилль, теперь это делает Тереза Мэй, но напротив неизменно Елизавета II.
В «Аудиенции» автор сценариев фильма «Королева» и сериала «Корона», драматург и сценарист Питер Морган написал о холодной войне, атомной бомбе и отношениях с Россией. В лондонском театре «Гилгуд», а затем на Бродвее роль Елизаветы сыграла Хелен Миррен. Но волею судеб Морган оказался в Москве, познакомился с Инной Чуриковой — и понял, что и тут встретил свою королеву. А после этой встречи вместе с режиссером Глебом Панфиловым адаптировал пьесу для московской сцены.
Катерина Ильвовна
Москва, «Табакерка», Сцена на Сухаревской
Режиссер Алла Сигалова
29, 30 апреля
Режиссер и хореограф Алла Сигалова превращает жуткий очерк Лескова в хореографическую драму. На выходе — разгул страстей и зарисовки из жизни русской провинции XIX века.
Драматические актеры воплощают весь ряд событий, разворачивающихся вокруг главной героини, Катерины Измайловой, убившей свекра, мужа и племянника, под изысканный музыкальный ряд, основанный на русском фольклоре. В роли Катерины — приглашенная из МХТ им. Чехова Ирина Пегова, в роли ее любовника Сергея — Александр Горбатов, муж Аксиньи из «Тихого Дона» Сергея Урсуляка.
В прошлом году в Мариенбаде
Санкт-Петербург, Александринский театр
Режиссер — Дмитрий Волкострелов
25, 26 апреля
На самой технически оснащенной театральной площадке России, Новой сцене Александринского театра, режиссер Дмитрий Волкострелов и художница Ксения Перетрухина, получившие в 2013 году спецприз «Золотой Маски» как тандем авангардистов, разбираются с шедевром европейского киномодернизма шестидесятых. И пытаются найти театральный эквивалент киноязыку Алена Рене. Учитывая, что Перетрухина — дипломированный киновед, а Волкострелов регулярно обращается к опыту шестидесятых, получится как минимум любопытно.
На вынос
Санкт-Петербург
Режиссер — Алексей Ершов
30 апреля, 7, 14 мая
Каждое воскресенье москвич Алексей Ершов, бывший актер театра Йозефа Бойса в Москве и студент режфака РГИСИ в Питере, играет новый спектакль-акцию на грани социального и документального театра и стрит-арта прямо на петербургских улицах.
«Я встречаю в городе людей, знакомлюсь с ними на улице и предлагаю стать героями спектакля. Жизнь в городе ведет нас к тому, что мы все время дистанцируемся от того, что нам неприятно и страшно. Я намеренно сокращаю эту дистанцию, знакомлюсь, начинаю диалог с людьми, с которыми никогда бы раньше не познакомился… Мне интересна повседневность и то, что простая человеческая история — это уже искусство», — говорит Ершов.