7 вопросов Александру Щерякову, автору Фестиваля уличного кино

Дарья Соловьева
12 мая 2017, 00:00

Устроиться поудобнее на самой невероятной площадке своего города, чтобы посмотреть лучшие короткометражки молодых режиссеров. Вместо лайка поставить «лайт» — зажечь фонарик над головой — и проголосовать за понравившийся фильм. Международный фестиваль уличного кино в четвертый раз отправляется в путешествие по миру

из личного архива Александра Щерякова
Александр Щеряков
Читайте Monocle.ru в

1. Вы любите кино?

В детстве я мечтал стать режиссером, но потом понял, что больше всего люблю движение. И этот фестиваль для меня — прежде всего активизация людей, а  потом уже кино. Когда мы делали показ в родном Владивостоке, нам звонили ребята из разных тусовок: «Давайте мы у вас прочитаем лекции, давайте привезем лучших поэтов города». Все самое яркое и самобытное концентрировалось в одной точке. Кино — хорошая приманка.

2. Но прежде чем отправиться в путешествие, вы должны выбрать лучшие короткометражки со всего мира. Сколько фильмов вы просматриваете в год? 

Шестьсот-семьсот коротких лент. Это не Канны — именитые режиссеры нам ничего не пришлют. Большая часть видео,  которые мы получаем, — это треш, но порой мы находим в нем  изумруд. В отборе нам  помогают городские сообщества разных стран, и качество нашего контента понемногу растет.

3. Чего хотят режиссеры и зрители? 

Люди хотят позитива. И поскольку наше жюри — народ, а не кинокритики, мы не можем катать лютый арт-хаус. Каждый раз мы напоминаем участникам, чтобы они спустились к людям. Но в то же время стараемся повлиять и на зрителей, перед показами читая лекции о кино.

4. Для показов вы ищете интересные пространства в городах. Какие понравились вам  больше всего?

Пять лет назад во Владивостоке проходил саммит АТЭС, для него построили амфитеатр на  берегу моря. Когда саммит прошел,  амфитеатр пустовал. Мы натянули там старый баннер и стали показывать кино — уже на третьем сеансе не было мест. В Саратове для кинопоказа освободили от торговых палаток целый квартал и поставили там инсталляции. В Лиссабоне очистили центр города от автомобилей. Маленький городок Нытва  открыл кинотеатр на воде.

5. Почему столько людей выходит на улицу смотреть короткометражки? 

Дело не только в кино, а в общении. Люди устали от того, что у них тысяча друзей в Фейсбуке и ни одного вживую. От того, что везде вайфай и все смотрят в экраны смартфонов. Фестиваль уличного кино стал новой формой досуга. И теперь мы боремся с пассивностью зрителей. Пытаемся донести до них мысль, что они не просто публика, а жюри.

6. Что происходит с победителями вашего фестиваля?

Кто-то попал в Канны, кто-то продюсирует и снимает. Мы бы хотели, чтобы в будущем рядом с фестивалем вырос свой кинорынок. Мечтаем о том, чтобы в фильм, за который уже проголосовали зрители, вкладывали деньги продюсеры. Чтобы короткий метр на Фестивале уличного кино становился заявкой на полный метр. Молодые режиссеры мечтают как раз об этом. У нас есть надежда на зрительский успех — ведь такую заявку народ уже протестировал.

7. А какое кино сняли бы вы  сами?

Мы хотим снимать короткометражки о сильных и смелых людях. Например, пенсионер  Евгений Гвоздев построил яхту на балконе и отправился на ней в кругосветку, а Сергей Казнирук остановил табуреткой банду рецидивистов. Мы будем  искать своих героев во всех городах мира, куда приедет фестиваль. Надеемся, что десять лучших фильмов выпустим на экраны в следующем году. 

 006_rusrep_07-2.jpg