Книги

12 мая 2017, 00:00
Дмитрий Серебряков/ТАСС
Петр Алешковский

Константин Мильчин, книжный обозреватель «РР»

Букер жив 

Главной литературной интригой весны стала судьба премии «Русский Букер». Основной спонсор премии меняется раз в пять лет. Этой весной закончился контракт с предыдущим — банком «Глобэкс», а новый не спешил выйти на сцену. Пиарщики премии рассылали грустные письма, критики, в том числе и ваш покорный слуга, ехидничали в своих фейсбуках. «Русский Букер» принято ругать. Сейчас объясню почему. В России довольно много литературных премий, но на первом плане находится условная «Большая пятерка». Это «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский Букер», «НОС» и «Ясная Поляна». У них у всех довольно солидный призовой фонд, от 300 тыс. рублей до 3 миллионов. На их стороне история: «Букер» из них старейший, вручается аж с 1992 года. И он второй по призовому фонду — 1,5 млн рублей. Но дальше преимущества премии заканчиваются и начинаются проблемы. Про каждую премию можно более или менее точно сказать, за что именно и кому ее вручают. «Большая книга» достается книге, которую больше всего обсуждают за прошедший год. «Национальный бестселлер» чаще всего (хотя не всегда) награждает литературных маргиналов, которых не замечают большие премии.  

Кому именно вручается «Букер» — непонятно. По сути, премия превратилась в награждение авторов, которые уже попадали в шорт-лист и которым неудобно не дать на этот раз. Последний победитель, Петр Алешковский, прежде чем получить премию за крайне спорный роман «Крепость», до этого попадал в финал три раза. Главная проблема «Русского Букера» в том, что он все еще считает себя единственной премией в российском литературном процессе. Притом действует негласное правило, что книга, уже получившая какую-либо премию, на «Букер» претендовать не может. В итоге над «Букером» смеются и критикуют его. В этом году спонсора нашли — деньги дала кинокомпания «Фетисов Иллюзион». Но если «Букер» не определится с форматом, то через пять лет у него возникнут новые и еще более серьезные проблемы.

Эуджен Овидиу Чировици 

КНИГА ЗЕРКАЛ 

Издательство «Азбука» 

 kniga_zerkal.jpg

Подозрительный румынский автор, который живет в Англии, написал роман-бестселлер про Америку, показав хорошее знание американских реалий. Итак, некий заурядный работник рекламного бизнеса присылает в издательство рукопись, а там — неоконченный рассказ о некоем убийстве, которое произошло 30 лет назад и к которому этот самый рекламщик мог быть причастен. Кто убийца — непонятно; за дело берется журналистфрилансер, напряжение нарастает еще больше, потенциальные подозреваемые уходят в глухую несознанку. Дальше читайте сами.

Том Нилон

БИТВЫ ЗА ЕДУ И ВОЙНЫ КУЛЬТУР

Издательство «Альпина Паблишер» 

 bitva_za_edu.jpg

Изящно написанная и красиво изданная книга, повествующая о том, как еда вмешивалась в историю и политику, а войны, революции, шпионаж и интриги меняли рецепты и помогали изобретать новые блюда. По сути, всемирная история на вашем столе. «Французская кухня подчеркивала неравенство, но стремление элиты сократить число сидящих за столом дало толчок развитию ресторанного дела и уводило еду в область личного. Первые рестораны открылись в 1760-е и к 1782-му уже приобрели достаточную популярность». Но! «Короли не учитывали, что небольшие собрания весьма благотворны для проектирования революций — здесь людям позволяется говорить друг с другом». Так еда произвела революцию.

Мика Риссанена, Юха Тахванайнена

ИСТОРИЯ ПИВА

Издательство «Альпина нон-фикшн»

 istoria_piva.jpg

Прекрасная книга про историю пива, вернее, сборник баек на пивную тему. Что выгодно отличает финскую книгу от обычных работ о пиве, которые скучны и занудны. Поясню на простом примере: авторы берут историю об открытии первой железной дороги в Германии, между Нюрнбергом и Фюртом. Что вез первый товарный состав? Пиво. Что это дало человечеству? Доказательство того, что появился новый быстрый и безопасный способ доставки грузов из точки А в точку Б. Что это дало пиву? Оно стало превращаться в глобальный продукт: раньше все пили только свое, местное пиво, теперь же отдельные сорта начали свою экспансию.

Хелен Макдональд

«Я» ЗНАЧИТ «ЯСТРЕБ»

Издательство «АСТ» 

 yastreb.jpg

Обычно такие книги нравятся девочкам, потому что там есть чувства, боль, скорбь, радость и странное существо, которое вряд ли можно назвать симпатичным и милым, но которое все равно таковым оказывается. Животное — это хищный ястреб, таких птиц любил отец автора и рассказчицы. Отец умер, боль невыносима, единственное средство ее побороть — это, конечно же, завести ястреба. Дальше начинается безумная история борьбы с болью при помощи птицы. Столь безумная, что может понравиться даже циничным мальчикам.