Сидели, мясо жарили, выпивали. А чего не выпить — воскресенье же. Подшучивали над одним из собутыльников. Ну так это часто бывает в компании — находят «слабое звено» и начинают прикалываться. Иногда по-доброму, иногда — когда занесет — не очень. Тут занесло. Завелся мужик, вскочил, выскочил прочь. А потом вернулся. И всех убил. Вот как обиделся.
Дикая трагедия в Тверской области. Девять убитых. Ну и первая мысль, которая многим пришла в голову: в терактах меньше людей погибает, чем при этой «бытовухе». Вроде как противопоставление такое: что может быть общего между, скажем, взрывающимся смертником и пьяным электриком.
В книжке «Рэгтайм» Э. Л. Доктороу, действие которой происходит в начале прошлого века, есть линия чернокожего пианиста Колхауса, над которым тупо и злобно пошутил начальник местной пожарной охраны: оставил на переднем сиденье автомобиля музыканта кучу дерьма. Перед оскорбленным Колхаусом встает выбор: унизиться и убрать или попытаться добиться справедливости. Понимая, что в первом случае он навсегда потеряет уважение к себе, Колхаус выбирает второй путь. События развиваются непредсказуемо и лавинообразно: пианиста ненадолго сажают в тюрьму, его жена погибает. Вышедший на свободу Колхаус решает мстить, сколачивает террористическую банду и начинает взрывать пожарные участки, а затем минирует знаменитую библиотеку Моргана, где хранятся новозаветные папирусы и гутенберговская Библия. Первоначальное требование террориста — выдать того самого пожарного-обидчика — меняется на другое: вернуть автомобиль вымытым.
Доктороу пытался сказать вот что: главный двигатель терроризма, вернее, его исток — отсутствие уважения, уязвленное самолюбие, поруганное человеческое достоинство. Но ведь именно это, как мы теперь узнали, и произошло с Сергеем Егоровым, расправившимся с собутыльниками. Они то ли усомнились, что электрик служил в армии, то ли наговорили гадостей про войска, в которых он служил. Да это и не важно.
Важно то, что мы никогда доподлинно не знаем, что может нас задеть, вывести из равновесия, стать последней каплей. Посмотрите в YouTube — сколько там роликов с жестокими драками на дорогах. Из-за, казалось бы, полной ерунды — подрезал, показал средний палец, что-то не то сказал… И понеслось — ор, мат, биты из багажника, машино- и членовредительство. Иногда — сломанные жизни. Иногда — отнятые.
Но мы точно так же не знаем, как сами можем обидеть человека, загнать его в угол. Да что говорить, если даже близкие, которых сто лет знаешь, иногда болезненно реагируют на дружеские вроде бы подколки. «Да ладно, ты чего, обиделся, что ли?» Да вот, представь себе!
А это значит, что мы можем в любой момент оказаться как в роли обидчика, так и в роли жертвы. То есть сразу в двух ипостасях, только последовательность разная. Обидчики Егорова стали жертвами. А потерпевший Егоров стал убийцей.
Братья Коэны в одном из интервью говорили о том, что исходная точка сюжетов многих их фильмов — неспособность человека к элементарной эмпатии. Неспособность представить последствия, которые могут вызвать твои поступки или слова. Небрежно брошенная фраза, неверно понятый собеседник — а дальше события нарастают как снежный ком.
Понятно, что никакой самоконтроль, никакие любовь и внимательность к ближнему не будут стопроцентной гарантией. Истории вроде той, что случилась в поселке Редкино и случаются по всему миру, были, есть и будут. Да и глупо постоянно держать в голове худшие варианты развития событий. Единственное, что мы можем, — быть чуть-чуть внимательнее. А там, глядишь, вовремя остановиться. Возможно, в шаге от непоправимого.