Фильмы

23 июня 2017, 00:00
CTB Film Company/Color of May/Don Films
АРИТМИЯ Режиссер — Борис Хлебников
Мнение

Василий Корецкий, кинообозреватель «РР»

Асфиксия

Новый фильм Бориса Хлебникова «Аритмия» — только что победившая на Кинотавре история двух медработников, Олега (Александр Яценко) и Кати (Ирина Горбачева) которые хотят (но не могут) развестись из-за несовпадения жизненных установок и рабочих графиков, уже автоматически зачислена в лучшие фильмы года. «Аритмия» даже потеснила «Нелюбовь» Звягинцева в условном пространстве доброго кино, после которого «хочется обнять своих близких». Но, как это ни жестоко, придется внести немного цинизма во всеобщий праздник умиления. Новый фильм Хлебникова — это снова неудача (после прошлого разочарования, «Долгой счастливой жизни» Хлебников даже временно ушел в сериалы).

Что же не так с Олегом, Катей и Борисом?

По словам самого Хлебникова, кино поначалу задумывалось как ситком: муж и жена собираются развестись, но в связи с тяжелым материальным положением продолжать жить в одной квартире. А страшная российская медицина будет просто фоном. Но по мере работы над фильмом практически документальный фон зажил своей жизнью, притом что скрепляющая его комедийная линия превратилась в грустное топтание на месте. В сочетании с предельно нейтральной, напрочь лишенной каких бы то ни было формальных изысков манерой съемки, эта совершенно сериальная безысходность мелькания хороших и плохих дней, ссор, раскаяний и снова ссор дала повод многим критиками обозвать «Аритмию» «телемувиком». Да, в фильме есть много хорошего и важного — социальная повестка и убийцы-бюрократы в белых халатах, всенародно известная актриса Ирина Горбачева — это, между прочим, первый действительно заметный фильм звезды Инстаграма! Александр Яценко, чьи бездонные, полные среднерусской тоски глаза снова становятся главным аттракционом картины. Прекрасный ансамбль второго плана — Сергей Дрейден, Николай Шрайбер. Наконец, стоящий за камерой Алишер Хамидходжаев. Но все это богатство остается невидимым из-за излишней любви автора к изображаемому им человеку. Хлебников как настоящий гиперреалист стремится стать вровень со своими героями — но отсутствие зазора, дистанции не оставляет места не только для рефлексии, метафоры, анализа, но и для актера, для оператора, для чуда, наконец. В жизни экранных Олега с женой все действительно как в жизни — их существование не подчинено никакой высшей логике или смыслу (конечно, если не считать клятву Гиппократа, которую герой Яценко принимает слишком близко к сердцу); их мучениям нет конца и кажущийся хэппи-энд картины можно смело поменять с предыдущим эпизодом (скандала, разумеется) — ничего от рокировки слагаемых тут не изменится.

Блокбастер

 075_rusrep_10-4.jpg
 075_rusrep_10-3.jpg
 

Режиссер — Роман Волобуев

Многострадальная комедия, сокращенная продюсером на 15 минут и таким образом утратившая кое-какие параллельные сюжетные линии, а заодно и имя режиссера в титрах (Волобуев отрекся от прокатной версии на «Кинотавре»). Но и то, что осталось, в «Блокбастере» вполне можно назвать прекрасной комедией. Две героини (одна работает блондинкой в романтическом телешоу, другая — моделью) грабят круглосуточный пункт микрокредитования. Собственно, именно в этой ночной палатке и пересекаются пути двух девушек, чтобы стать сюжетом новой «Тельмы и Луизы» — стопроцентно гетеросексуальной и со счастливым концом.

Дюнкерк

 075_rusrep_10-2.jpg
 075_rusrep_10-1.jpg

Режиссер — Кристофер Нолан

Масштабная картина эвакуации британского экспедиционного корпуса (а также трех французских армий, канадцев и бельгийцев) с пляжей Дюнкерка в 1940-м после стремительного захвата немецкой армией Франции. События того мая показаны Ноланом в трех стихиях-измерениях — это наземная «Битва за Дюнкерк», воздушная война в небе над Ла-Маншем и необычайные события в водах пролива, где на помощь окруженным союзникам плывут не только британские миноносцы, но и наспех собранная флотилия гражданских судов — яхт, рыболовецких катеров, речных трамвайчиков и пр.

Дикая история

 075_rusrep_10-6.jpg

Режиссер — Алекс де ла Иглесиа

Новый фильм одного из самых эксцентрических комедиографов современности играет с огнем: главная шутка связана с темой терроризма, а сюжет навеян печально известными событиями в парижском театре «Батаклан». Прекрасным летним утром на веранде мадридского кафе убит выстрелом в голову посетитель, еще один ранен. В ужасе публика сбегается к бару; полиция, не уверенная в том, где сидит стрелок — снаружи или внутри —оцепляет заведение, и начинается типичный жанровый сюжет о пауках в банке, разбавленный мрачным юмором и абсурдным слэпстиком.

Институт Роузвуд

 075_rusrep_10-5.jpg

Режиссеры — Джеймс Франко, Памела Романоуски

Атмосферный костюмный ретро-хоррор, самое страшное в котором — реальная подоплека описанных в нем событий (фильм якобы основан на реальной истории, но больше похож на оммаж Эдгару По). В остальном (включая и финальную резню в институте благородных девиц) «Роузвуд» напоминает пародию на какую-то еще неснятую киноготику: Джеймс Франко с комическими усищами (сантиметров 50 в размахе) совращает невинных дев рассказами о свободе (мы бы назвали ее сексуальной) и превращает строгую институцию в настоящий садомазоклуб, где воспитанниц связывают и порют при свечах. В общем, это неординарный кинокапустник, который заставит вас решительно пересмотреть свое отношение к Франко как к подающему надежды режиссеру массового кино.