Места, в которых счастье
Я стою на открытой веранде и подставляю лицо солнцу. Сюда меня привела Kamchatkа — приехавший на три дня уличный театр из Испании, открывающий в своем спектакле-инсталляции Habitaculum портал в детство. До этого я качалась на качелях, валялась на сене и искала собственные туфли на каблуке. Мысленно спрашиваю себя: когда в последний раз ты чувствовала себя маленькой? Год назад, в Свияжске, на театральной лаборатории «Свияжск-ARTель». Ехала я туда вообще-то за театром.
Первый кадр-воспоминание: на берегу реки двое местных, с удочками, неодобрительно смотрят на вкрученную одной из театральных команд табличку. Ворчат: «Скоро эти, с искусством, нас с острова выдавят». После первого показанного на лаборатории эскиза Романа Феодори я бегу к кожевнику и покупаю браслет с пегасом, как в эскизе. Так театр приносит острову прибыль. А мне — ощущение себя счастливой, пятилетней. На время эскиза Феодори, который, кстати, уже стал спектаклем «Единственный берег» в казанском «Углу», вокруг меня был большой-большой мир, с орлами и лошадями, в нем текли большие реки, в нем творились страшные преступления, но мне было не страшно, как не бывает страшно только в пять — когда ты совершенно всемогущ.
Для счастья — достаточно, для Свияжска — маловато будет. И дальше — эскиз от Дмитрия Волкострелова «Музея мест, которые», сочиненный режиссером вместе с актерами из разных городов. Невозмутимые актеры-экскурсоводы идут по острову с корягами, камнями, трущобами — и обитателями с лицами героев Васи Ложкина. Читают тексты про этот остров, написанные ими же — такими же пришельцами, как и я, — превращая остров в постдраматический музей. В этом году «Музей мест, которые» снова заработает, уже автономно. От актеров останутся голоса, записанные режиссером, а зрители смогут прийти в этот музей когда захотят, в часы работы музея в Свияжске.
Точка доступа
Санкт-Петербург 20 июля – 6 августа
Это летний фестиваль искусств, предлагающий и продюсирующий спектакли в нетеатральных пространствах. Среди программы этого года: спектакль в квартире от немцев Rimini Protokoll «В гостях Европа», спектакль на вокзале «Разговоры беженцев», который претендовал в этом году на «Золотую Маску» в номинации «Эксперимент» (его поставили на прошлой «Точке доступа»), спектакль на студии «Лендок» «Злачные пажити» от «Тоски доступа» и новосибирского театра «Старый дом» и уличный экстремальный квест «Охота» на Малой Охте и Новой сцене Александринского театра от арт-группы Toisissa tiloissa из Хельсинки.
Свияжск-ARTель
Свияжск 21–22 июля
«Свияжск-ARTель» из театральной лаборатории, одной из запущенных по всей России театральным Колумбом, продюсером и режиссером Олегом Лоевским, превратилась в настоящий театральный фестиваль. В этом году эскиз «Палаты № 6» Чехова ставит художественный руководитель Воронежского камерного театра Михаил Бычков, комиссар Театра.doc Всеволод Лисовский находит театральный эквивалент труду Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать», а швейцарец Массимо Фурлан вместе со своей женой, драматургом Клер, готовит постановку со свияжскими детьми.
Фестиваль перформанса
Москва, Центр им. Мейерхольда 29 июня — 5 июля
Фестиваль перформанса в ЦИМе открывают обычные горожане — программисты, экономисты, продюсеры, выходящие на сцену вместе с профессиональными артистами в сочинении драматурга Саши Денисовой и хореографа Кости Челкаева «Протокол Мы». В альфа-версии проекта «Протокол Я» весной участвовал театральный обозреватель «РР» — тогда горожане обнимались, танцевали, как будто их никто не видит, и вспоминали о любви. «Фестиваль перформанса» организован совместно с XIX международным фестивалем танца OPEN LOOK; кроме «Протокола Мы» в программе спектакли и перформансы из Швейцарии, Японии, Словакии, Франции и России.
Тотем
Сочи, Ледовый дворец «Большой»
Режиссер — Робер Лепаж 1–30 июля
Если вы вдруг не попали на постановку «887» легендарного Лепажа в рамках Чеховского театрального фестиваля, но вдруг собираетесь в июле в Сочи, можете радоваться. Весь июль самый знаменитый цирк пересказывает историю эволюции человека, сочиненную Лепажем. Известный своими театральными работами, Лепаж снимал авторское кино, ставил оперу и концертные шоу. И теперь уже во второй раз обращается к цирку.