Театр

21 июля 2017, 00:00
ГАЛИЛЕО. ОПЕРА ДЛЯ СКРИПКИ И УЧЕНОГО Москва, Электротеатр Станиславский, Режиссер — Борис Юхананов 14 сентября

Дуэт для физика и скрипки

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Оркестранты в красных накидках с капюшонами до глаз, скрипачка в маске и солист — доктор физико-математических наук. И все — во дворе Электротеатра Станиславский, пробираться в который нужно сквозь строительные леса.

Открытия театрального двора московские театралы ждали давно — двор был вишенкой на торте в программе перезапуска московского театра им. Станиславского, предложенного режиссером Борисом Юханановым — сертифицированным волшебником из андеграунда конца восьмидесятых. Юхананов же выступил и режиссером оперы, идею которой предложила Елена Ревич, скрипачка-виртуоз, известная сотрудничеством с Теодором Курентзисом. Идея — представить научные открытия и путь Галилео Галилея в музыкальном формате. Пять композиторов: Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернегин и Павел Карманов написали пять частей, в которых — конфликт Галилея между желанием быть честным ученым и честным католиком, наблюдения в телескоп и бесконечная вера в гелиоцентризм.

«Стоит ли удивляться, что всю свою жизнь я не доверял никому кроме самого себя, мало читал и все — кроме своего собственного опыта! — подвергал сомнению?», «Но, будучи честным католиком, я хотел быть и честным ученым. И, удостоверившись, что Коперник был прав и что Земля действительно вертится вокруг Солнца, я уже не мог пойти на попятную», — Григорий Амосов, знаменитый математик и физик, превращает текст (его соавтор, кстати, — директор образовательных программ Политехнического музея Иван Боганцев) в музыку, вступая в дуэт со скрипкой, а вокруг него лесом вырастают белые конусы, по которым в финале побегут огненные сполохи. Красота мысли становится физически и визуально осязаемой, а маленький Электродвор превращается в башню из слоновой кости, где неважно, что оркестранты-инквизиторы в какой-то момент бьют молотками по деревянным дощечкам и рвут струны. Все равно ведь Земля вертится вокруг Солнца, а вера в науку, гармонию и себя оказывается сильнее всего.

Cargo Moscow 

Москва, старт — м. Братиславская

Режиссер — Rimini Protokoll

Среда — воскресенье, до 15 сентября

 079_rusrep_12-2.jpg

Спектакль в кузове грузовика Cargo X немцев Rimini Protokoll, в котором дальнобойщики рассказывают о своей жизни, в Москву привез продюсер Федор Елютин. В Cargo Moscow зрители едут вместе с настоящими дальнобойщиками Романом и Андреем по Капотне, которая на время спектакля становится Магаданом, и узнают от них о том, как в рейсы закупают 15 килограммов мяса и 18 бутылок водки, как слушают Татьяну Овсиенко, и заодно — статистику. Зарплата, ДТП, забастовки — Cargo Moscow дает возможность разглядеть то, что часто романтизируют, а попутно и свой город под непривычным углом.

ДЛЯ ЛЮДЕЙ

«Человек из Подольска»

Москва, Театр.doc

Режиссер — Михаил Угаров

28 июля

 079_rusrep_12-8.jpg

Художественный руководитель Театра.doc ставит дебютную пьесу писателя Дмитрия Данилова, придумавшего жанр «серия наблюдений», — автора произведений, переведенных на пять языков. «Человек из Подольска» — тот самый политический театр, на который решаются сегодня только в маленьком, но гордом «Доке». Московское отделение полиции превращается в пристанище интеллектуалов, а вместо пыток там такие вопросы, после которых — чувство оглушительной пустоты и никчемности.

ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ОСТРЫХ ОЩУЩЕНИЙ

«Проклятый Север»

Москва, Мастерская Петра Фоменко

Режиссер — Полина Айрапетова

29 июля

 079_rusrep_12-7.jpg

Предпремьерный показ сочинения 3-й стажерской группы Мастерской Фоменко по мотивам рассказов Юрия Казакова. Обещают атмосферу края, где рыбацкие лодки, деревянные избы и люди кажутся игрушечными на фоне огромного Белого моря. Те, кто уже видел спектакль, говорят, что в нем есть то самое легкое дыхание и упоение игрой, за которую когда-то театралы и полюбили еще первых «фоменок».

ДЛЯ ЛЮДЕЙ

RE-FE-RE: REволюция. FEмининная REдакция 

Санкт-Петербург, ДК работников связи

Режиссер — Томас Мюрмель

25 июля

 079_rusrep_12-3.jpg

Вообще-то Томас Мюрмель — хорошо известный европейцам композитор и перформер, а проект «RE-FE-RE: REволюция. FEмининная REдакция» — не спектакль, а медиаперформанс, в котором смешаны текст и аудиоэффекты. Тема медиаигры, затеянной Мюрмелем, — предложение посмотреть на революцию 1917 года женскими глазами. Текст перформанса объединяет фрагменты дневников британской суфражистки Эммелины Панкхерст, жены директора Французского института в России Луизы Паттуйе и других женщин — участниц тех событий. Одна из главных героинь RE-FE-RE — Мария Бочкарева, командовавшая Женским «батальоном смерти».

ДЛЯ ЛЮДЕЙ