Театр

11 августа 2017, 00:00
CARGO MOSCOW Москва, старт — ст. м. «Братиславская» Режиссер — Rimini Protokoll Среда — воскресенье, до 15 сентября

Театр двух дальнобойщиков

От метро «Братиславская» — мимо рынка, мимо забегаловок, через дорогу — к неожиданной для московских дорог фуре, удивляющей местных Равшанов и Джамшутов. Зайти в синий кузов, на полтора часа стать грузом и поехать в компании настоящих дальнобойщиков Романа и Андрея — в Магадан, а на самом деле — по Капотне.

Примерно так можно кратко и быстро описать спектакль немецкой театральной команды Rimini Protokoll, главных героев европейского документального театра. Rimini Protokoll — это Даниэль Ветцель, Штефан Кэги и Хельхард Хауг, все трое — одновременно и режиссеры, и драматурги, выпускники немецкого театрального Хогвартса — Института прикладного театроведения в Гиссене. Это они придумали самую знаменитую прогулку с наушниками Remote X, спектакль-квартирник «В гости Европа» и новый театр экспертов вроде спектакля «Капитал: Карл Маркс, том 1», где старые коммунисты читали Маркса и делились личными воспоминаниями.

Cargo X, где вместо X — также название города, в Москву привез импресарио Федор Елютин, который когда-то завез в российскую столицу Remote.

Его же стараниями к «Братиславке» подогнали единственную в мире фуру, в которой одна стена абсолютно прозрачна для сидящих внутри зрителей-груза и непрозрачна для внешнего мира. Ведут фуру и спектакль Андрей и Роман; один помоложе, другой — постарше, возил грузы тогда, когда первый только родился. Один расстался с женой и умеет борщ варить сам, другому в дорогу все того же борща упаковала жена. Истории и фотографии близких и постер с юной Бритни Спирс в кабине, рассказы про Европу, где дальнобойщики обязаны отдыхать каждые четыре часа, и Россию, где на дорогах стараются не спать, колдобины и лужи промзон Подмосковья под колесами и Магадана — на видео с экранов, периодически закрывающих прозрачную стену, а также титры со статистикой: смертность на дорогах, забастовки против «Платона», количество перевозимых грузов, прогнозы, что к 2020 году дальнобойщиков заменят роботы, девушка-мираж на дороге, поющая, конечно, Овсиенко… А еще — множество аллюзий и размышлений на тему дороги именно в Магадан, который не может быть просто финальной точкой очень дальней дороги. Проект Cargo X неожиданно получился самым «русским» и самым душевным из всех проектов Rimini Protokoll, которые игрались в России, а в финале Андрею и Роману зрители-груз не только хлопают, но и пожимают руки. В каком театре еще такое возможно?

Сны Иакова, или Страшно место

Остров-град Свияжск, Двор музея Композитор и режиссер — Александр Маноцков 

26, 27 августа

 079_rusrep_14-2.jpg

В основе либретто оперы, которую Александр Маноцков написал по заказу Свияжского музея, легли самые разные документальные тексты. Монастырские летописи разных лет, личные дела заключенных, медицинские карты пациентов — все, что вмещает в себя историю острова, которую можно уложить в три слова: «монастырь-тюрьма-психушка». В опере персонажи проживут одновременно несколько сюжетов, объединенных темой борьбы со смертью и попыткой победы в этой борьбе.

ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ, ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Неделя премьер в Табакерке

Москва, Театр под руководством Олега Табакова

26–30 августа

 079_rusrep_14-7.jpg

Новый сезон «Табакерка» открывает неделей лучших и премьерных спектаклей на обеих сценах театра — как в давно известном подвале на Чистых прудах, так и на новой, современной площадке-трансформере на Сретенке. В конце августа можно увидеть премьеры прошлого сезона — «Катерину Ильвовну» Аллы Сигаловой по Лескову, на «Бойком месте» Виталия Егорова по Островскому и «Скамейку», театральный дебют кинорежиссера Алексея Мурадова по пьесе Александра Гельмана. Кроме того, в афише недели открытия — хитовые «Волки и овцы» Константина Богомолова.

ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ДЛЯ РОМАНТИКОВ

«Двенадцатая ночь»

Поленово, здание Аббатства Режиссер — Наталья Клинкова

26 августа

 079_rusrep_14-8.jpg

В семье художника Василия Поленова часто игрались домашние спектакли, где участвовали все члены семьи. А сам Василий Дмитриевич писал не только декорации к спектаклям, но и музыку. В какой-то момент в спектаклях Поленовых стали участвовать друзья семьи, и постепенно театр вышел за границы усадьбы. Теперь традиция продолжается внуками и праправнуками Поленова. Спектакль балагана «Курица и Петух» по пьесе Шекспира разыграют в здании мастерской художника, так называемом Аббатстве, в честь внучки Василия Дмитриевича Поленова Елены Анатольевны — основателя балагана «Курица и Петух», которой в этом году исполнилось бы 90 лет. Все будет как в настоящем усадебном театре: на сцене непрофессионалы — члены семьи Поленовых и их друзья, а постановочная группа — наоборот, профессионалы. Например, автор музыки — композитор и музыкальный критик Петр Поспелов.

ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

День равных возможностей

Санкт-Петербург, Новая сцена Александринского театра

28 августа

 079_rusrep_14-3.jpg

На мастер-классе Бориса Павловича «Действие буквально» режиссер представит результаты работы в лаборатории инклюзивного театра «Встреча», предложит профессиональным актерам поработать с подопечными центра «Антон тут рядом», зрителям — посмотреть на эту работу, а после поговорить о проблемах социального театра на паблик-токе «За горизонтом». Кстати, мастер-класс Павловича — первая ласточка программы образовательных проектов Новой сцены Александринки «Здесь и сейчас», стартующей в новом сезоне.

ДЛЯ ЛЮДЕЙ