Театр

25 августа 2017, 00:00
Участники инклюзивной резиденции Антон и Ксюша

Социально-живой театр

«Что такое тело?» — «Тело — это живот человека и туловище». — «Что ты представляешь под словом дыхание?» — «Дыхание — это воздух в легких». — «Я имел в виду, как оно выглядит»… Антон и Стас сидят за пластиковым столом как из уличного кафе и обмениваются фразами как из пьесы Вырыпаева «Кислород». Но Антон и Стас — не актеры, и их диалог — не спектакль, а часть тренинга, который режиссер Борис Павлович каждый день проводит вместе с участниками инклюзивной резиденции СТД под Зеленогорском, в паре часов от Петербурга. Вместе с Павловичем в резиденции актеры, художники, режиссеры, драматург, продюсер и студенты Центра «Антон тут рядом», в том числе Антон и Стас. У Антона и Стаса — расстройство аутистического спектра. Антон и Стас, а еще Нина, Паша, Маша здесь такие же актеры. Нина, правда, может вдруг закричать чайкой — но потом сможет повторить фокус во время пластического этюда на тему «Хрупкость», и объяснить, что тишина — хрупкая. В это время под Тарусой, в паре часов от Москвы, Кирилл берет у Максима вербатим: «Вторая семья меня бросила, мы жили с ней полгода, а потом разъехались, потому что они мне сказали, что на меня денег нет, угу, давай». Захар приделывает бумажному волку ноги и кратко пересказывает притчу «Глаз волка» Даниэля Пеннака, где он будет играть мальчика Афирику. Парочка Джульетта (Полина) и Ромео (Федя), на вид младше своих героев, мямлят Шекспира в переводе Пастернака и обмениваются колкостями. Потом, на показе, Джульетта будет крутить юбкой, а Ромео разревется от волнения так, что за ним разревутся уже взрослые зрители. И Захар, и Кирилл, и Максим, и Федя с Полиной — участники театрального лагеря для детей из детских домов «Я не один», затеянного режиссером Евгенией Беркович и актрисой Мариэттой Цигаль-Полищук. Здесь репетируют с утра до ночи, здесь нужно посмотреть фильм и выучить текст, когда хочется пострелять глазами и попялиться в айфон. Здесь кураторам-режиссерам все равно (на самом деле нет), есть ли актерское образование и родители — здесь надо работать. Две совсем не похожие друг на друга истории, московская и петербургская, идеально попадают под определение «социального театра», «инклюзивного театра» и под кучу других благородных определений. Но оказываются историями не про благородство, а про театр — думающий и подлинный, добраться до которого можно не только через большую сцену условного МХТ, но и через силы бесконечно разрушать стереотипы о взрослых, которые обманывают. Или через терпение в нежелании идти на поводу у чужого расстройства аутистического спектра. Кстати, итогом московской лаборатории станут показы пяти спектаклей на сценах МХТ им. Чехова, Театра Наций, Театра им Пушкина, а петербургская продолжит свою жизнь в проекте «Квартира», для которого ремонтируют настоящую коммуналку на Мойке, имеющую все шансы стать еще одним «местом силы» для питерских театралов. Правда, создатели живого театра прямо сейчас думают не про места силы, а про то, что Ване под Москву нужно привести новые кроссовки, а не клей для старых—«чтоб не снюхал».

.

Фестиваль молодой драматургии «Любимовка»

Москва, Театр.doc

02.09 – 09.09

 079_rusrep_15-2.jpg

Главное драматургическое событие осени, подтверждающее относительность пространства примерно во время каждой читки. Во время «Любимовки» в маленькие залы Дока вмещается аномальное количество зрителей, актеров, режиссеров и критиков. Любят «Любимовку» за демократичность и способность раздавать волшебные пинки дальнейших успехов для драматургов и режиссеров. Иван Вырыпаев, Павел Пряжко, братья Дурненковы, братья Пресняковы, Ярослава Пулинович, Саша Денисова — только перечислением имен тех, на чью карьеру повлияла «Любимовка», можно занять всю эту полосу. В этом году в программе кроме читок — мастер-классы от драматургов Людмилы Петрушевской и Михаила Угарова и режиссера Клима.

Для людей

Территория. Магадан

Магадан

29.08 – 03.09

 079_rusrep_15-3.jpg

Идею фестиваля-школы современного искусства «Территория» поехать в Магадан театральная общественность сначала восприняла как шутку. Шутка обернулась хэштегом #едувмагадан и программой, в которой — спектакли «Бабушка» театра «Практика» и «Магадан/Кабаре» театра «Около дома Станиславского», два спектакля от костромской компании «Диалог Данс», концерт солистов Большого театра, мастер-классы от театральных критиков и менеджеров, выставка музея Большого театра и выставка — совместный проект МОМА и Магаданского краеведческого музея… А еще спектакли из Лесосибирска и Черемхово, победившие в конкурсе «Полюс. Золотой сезон», где участвовали два десятка постановок из Сибири и Дальнего Востока, боровшиеся за возможность поехать на гастроли в Магадан.

Для людей

Волшебная страна

Режиссер — Всеволод Лисовский

Ростов-на-Дону, Театр 18+

2, 3 сентября

 079_rusrep_15-7.jpg

Променад-спектакль по одноименной книге Максима Белозора комиссар московского Театра.doc Всеволод Лисовский поставил на улицах своего родного города. Зрителям предложат маршрут, который не знаком даже местным жителям и который приведет в «волшебную страну» — к музыкантам, художникам и поэтам, легендам ростовского андеграунда восьмидесятых. Кстати, соавтором Лисовского в этом проекте выступил художник и фотограф Сергей Сапожников.

Для романтиков

«Задержанный»

Режиссер — Семен Александровский

Санкт-Петербург, pop-up театр

10 сентября

 079_rusrep_15-8.jpg

Новый спектакль режиссера Семена Александровского и драматурга Вячеслава Дурненкова предлагает соединить поход по барам на Рубинштейна, самой ресторанно-барной улице в России, и следственный эксперимент по творчеству и биографии писателя Довлатова. Арифметика впечатляет. Обещают пять баров, семь эпизодов из жизни подследственного и четыре литра водки на двадцать зрителей и одного актера. Пить, правда, говорят, не обязательно, но очень желательно — в каждом баре зрителей будет ждать рюмка водки, входящая в стоимость билета. Да, стартует «Задержанный» возле бара «Сайгон» в самом начале Рубинштейна и входит в программу фестиваля «День Д», посвященного Сергею Довлатову.

Для интеллектуалов