Новости науки

8 сентября 2017, 00:00
draper.com
DragonflEye — стрекоза-киборг, несущая элементы управления и солнечную батарею для их подзарядки в небольшом «рюкзаке», не мешающем полету. Ученые из Draper Laboratory и Медицинского института Говарда Хьюза разрабатывают систему, позволяющую командовать насекомыми с помощью крошечных оптических волокон, которые могут активировать управляющие полетом нейроны посредством световых импульсов.
Солнечная система

Оранжевый карлик устроит Армагеддон

Конец света не за горами — во всяком случае по космическим меркам. По данным космической обсерватории Gaia, запущенной Европейским космическим агентством, через 1,3 миллиона лет на нашу планету обрушится поток комет и астероидов. Виной всему звезда Gliese 710, которая в это время проникнет в гравитационные пределы Солнечной системы, подойдя к нам на расстояние в 16 тысяч астрономических единиц, и соприкоснется с облаком Орта — удаленной областью Солнечной системы, содержащей астероиды, кометы и планетоиды. Оранжевый карлик Gliese 710 своей гравитацией собьет многие из этих небесных тел с орбиты, и они устремятся вглубь Солнечной системы. Если Земля столкнется хотя бы с одним крупным небесным телом из этого потока, случится глобальная катастрофа, подобная той, что погубила динозавров.

Источник: //www.esa.int

Планета

Что будет, если подогреть океан

054_rusrep_16-3.jpg Magnus Brath/CC BY 2.0/Flickr
Magnus Brath/CC BY 2.0/Flickr

Чтобы заглянуть в будущее глобального потепления, ученые из Британской антарктической обсерватории и Смитсоновского центра экологических исследований подогрели участок дна Антарктического океана всего на 1 градус. Незначительное на первый взгляд изменение привело к существенной перестройке водной экосистемы: в новых условиях один из мелких организмов, мшанки Fenestrulina rugula, увеличил численность и стал диктовать свои правила, что привело к сокращению разнообразия остальных видов. Кроме того, потепление усилило рост организмов; морские червяки Romanchella perrieri, например, вырастали на 70% больше. Повышение температуры океана на 1–2 градуса грозит нам в ближайшие 50–100 лет. Возможно, благодаря таким исследованиям мы получим лучшее представление о последствиях глобального потепления и успеем приспособиться, оставшись в победителях, как мшанки.

Источник: Ashton et al

Виды

Видят ли макаки лицо на Луне?

054_rusrep_16-2.jpg Thierry Legault/CC BY 2.0/Flickr
Thierry Legault/CC BY 2.0/Flickr

Неодушевленные предметы иногда корчат нам рожицы: способность рассмотреть грустные глаза на месте фар грузовика или улыбку вместо застежки-молнии называется парейдолией. Считалось, что подобные иллюзии свойственны только человеку, но недавно ученые предположили способность к парейдолии у макак-резусов — наших дальних родственников, которые тоже умеют узнавать сородичей по лицам. В ходе эксперимента выяснилось, что макаки подобно человеку улавливают признаки лиц у неодушевленных вещей на фотографиях. При этом изображения «строящих рожицы» предметов казались им значительно интереснее фотографий сородичей и вещей «без лиц». Способность макак-резус к парейдолии, судя по всему, означает, что в основе системы обнаружения лиц у приматов лежит общий механизм, важный также для быстрого распознавания эмоций. Возможно, даже глядя на луну, они, подобно нам, замечают на ней лицо.

Источник: Taubert et al. // Current Biology, August 2017

Популяции

Сыр сделал нас менее суровыми

054_rusrep_16-4.jpg pxhere/CC0
pxhere/CC0

Переход к сельскому хозяйству повлиял на форму черепа наших предков, смягчив черты их лиц. Дичь, пойманную на охоте, еще надо было постараться разжевать, а сельское хозяйство сделало пищу мягче, что смягчило и суровый облик древних людей, согласно недавнему исследованию антропологов из института Дэвиса. Чтобы оценить влияние диеты на черты лица, ученые проанализировали более тысячи черепов и костей нижней челюсти доиндустриальной эпохи. Выяснилось, что группы, употреблявшие злаки, имели более мягкие черты лица, а наибольшим влияние сельского хозяйства на облик людей оказалось в популяциях, где любили сыр и подобные мягкие молочные продукты.

Источник: Katz et al. // PNAS, August 2017.

комментарий

«Машинный интеллект станет консультантом будущего»

Михаил Бурцев, заведующий Лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ 054_rusrep_16-1.jpg из личного архива Михаила Бурцев
из личного архива Михаила Бурцев

Ученые из МФТИ работают над созданием искусственного интеллекта, способного общаться с человеком

Михаил Бурцев, заведующий Лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ:

Наша лаборатория работает над созданием разговорного искусственного интеллекта, способного вести содержательный диалог с человеком. Мы назвали его iPavlov в честь создателя науки о высшей нервной деятельности Ивана Павлова. Такой диалоговый помощник универсален и может применяться в любых приложениях, где осуществляется взаимодействие между некоей системой и человеком на естественном языке. В первую очередь это актуально для текстовых каналов коммуникации: мессенджеров, чатов и веб-форм для общения с операторами. Диалоговый помощник, например, снизит нагрузку консультантов банков, которым часто приходится отвечать на схожие вопросы и решать типичные проблемы, а также модернизирует call-центры и онлайн-бизнес.

На более сложном уровне можно будет заказывать услуги через текстовый канал. Представьте, что вы описываете другу покупку вашей мечты — общение с диалоговым помощником будет выглядеть так же. Достаточно будет в разговорной форме описать то, что ищешь, а система подберет необходимый вариант. Алгоритм сможет не только отвечать на вопросы собеседника, но и запрашивать дополнительную информацию, чтобы решить поставленную в диалоге цель. Для этого нейронная сеть будет «обучаться» на больших массивах документов и текстовых записей диалогов между людьми. Недавно в лаборатории был установлен первый в мире суперкомпьютер, спроектированный специально для обучения искусственных нейронных сетей. Большие вычислительные мощности NVIDIA DGX-1 позволяют в разы сократить время на проведение различных экспериментов, что позволит решать задачи, за которые раньше мы даже взяться не могли.

цифра

055_rusrep_16-1.jpg
 — возраст 29 пар следов, оставленных человекообразным приматом, передвигавшимся на двух ногах по острову Крит. Следы спутали палеоантропологам все карты — до сих пор считалось, что наши далекие предки не покидали Африки, да и вообще в столь давние времена лазали по деревьям, не освоив прямохождения. Это открытие может привести к новой революции в представлениях о нашем генезисе.

схема