В СИЗО обвиняемые к этому времени находились уже два года. Во время оглашения приговора Васильца конвой буквально на руках вынес из зала суда – тот слишком активно возмущался. Тимонин в знак протеста сам покинул помещение. В специальном релизе Служба безопасности Украины назвала журналистов «пропагандистами на службе у сепаратистов». По версии следствия, они якобы оказывали некую «техническую, практическую и методическую» поддержку при создании в Донецке телеканала «Новороссия ТВ» на платформе YouTube. Это и квалифицировали как «содействие терроризму».
Суд не стал особенно себя утруждать и просто перепечатал заключение прокуратуры. Вот только прокуратура также не слишком упорствовала в поиске конкретных доказательств, ограничившись громкими, но достаточно сомнительными обвинениями.
Был бы террорист, а статья найдется
«Русский репортер» изучил приговор (есть в распоряжении редакции). Помимо фактических ошибок – судьи «придумали» несуществующую Варшавскую конвенцию по борьбе с терроризмом, вероятно, перепутав ее с Варшавской конференцией – он содержит предельно широкую трактовку статьи 258-3 УК Украины про «иное содействие терроризму».
- Любое действие теперь можно объявить «преступным». Пишешь «неправильно» о конфликте на Донбассе, значит, совершаешь преступление, «содействуешь» террористическим организациям ДНР и ЛНР и их пособнику каналу «Новороссия ТВ», – объясняет адвокат подсудимых Светлана Новицкая.
При этом, говорит Новицкая, «нет решения ни одного суда Украины о том, что ДНР, ЛНР, канал «Новороссия ТВ» признаны террористическими организациями». ООН, ОБСЕ, международные правозащитные организации также не считают их террористическими. Есть политическое воззвание Верховной Рады к иностранным государствам признать республики «преступными организациями», но при этом сам украинский парламент такого решения так и не принял.
Недавно одесское издание «Таймер» опубликовало ответ администрации президента Украины на просьбу предоставить перечень нормативно–правовых актов, согласно которым ДНР и ЛНР признаны террористическими структурами. Выяснилось, что таковые администрации «не известны». Вот и выходит, что по украинским законам не могли Василец и Тимонин быть «пособниками», ведь и самих «террористов» тоже нет.
Но прокуратура пошла на хитрый юридический маневр: использовала заключения из дела против первого «народного губернатора Донецкой области» Павла Губарева, которое, к слову, так и не дошло до суда. И только на основании этих заключений «доказала», что ДНР и ЛНР – террористические организации.
Еще одна абсурдная деталь: телефоны обвиняемых прослушивали до возбуждения дела.
Но и это тоже никого не смутило.
- Телефоны Васильца и Тимонина прослушивали в июне-августе 2014 года. Аудиозаписи, расшифровки приобщили к делу как доказательства. А само уголовное дело было зарегистрировано 4 апреля 2015 года, - говорит Новицкая.
«Геббельс» для премьер-министра
Ключевой эпизод – якобы сотрудничество журналистов с «Новороссия ТВ». Они настроили канал и консультировали его создателей. Да, Василец и Тимонин в 2014 году на несколько дней выезжали на территорию Донбасса. Но при этом никаких законов Украины не нарушали – запрета на такую поездку не существовало. Они встречались там с самыми разными людьми – это нормальная, обычная журналистская работа. Сам факт «сотрудничества» следствие вообще не доказывает, а использует в качестве «конечной истины» скандальную базу «Миротворец».
- Сотрудников канала «Новороссия ТВ» следствие устанавливало путем осмотра содержания сайта «Миротворец», – утверждает Новицкая. – Да, да, того самого сайта! Посмотрели на сайт, составили протокол, что согласно данным сайта такой-то гражданин работает на канале «Новороссия ТВ».
Помимо того, что «Миротворец» содержит данные, собранные, в том числе, нелегальным путем, он часто содержит также ошибочную и недостоверную информацию.
Любопытно, что до определенного момента никаких претензий со стороны прокуратуры и СБУ к журналистам за их краткосрочный визит в Донецк не было. Они открыто организовывали «телемосты» между Донецком и Киевом, на которых местные жители и политики пытались разговаривать. Более того, Василец и Тимонин несмотря на всю их критику по отношению к властям входили в общественный совет Министерства информации.
- Перелом наступил, когда Василец придумал «антипремию имени Геббельса», – рассказывает Андрей Корчагин, активист антивоенного движения на Украине. – Ее планировалась вручать за фейки, ложь, разжигание ненависти…
Первым номинантам стал корреспондент президентского «5 канала» Виталий Гайдукевич, призвавший всех несогласных с политикой властей «собрать чемоданы и уехать в Россию». Премию также вручили репортеру Богдану Буткевичу – за призыв избавиться от миллиона «лишних людей» на Донбассе. Министр информации Юрий Стець получил «Геббельса» за «монополизацию права на правду». Потом премию вручили премьеру Арсению Яценюку.
- Вот тут терпению пришел конец, – продолжает Корчагин. – В марте 2015 года Василец выступил инициатором учреждения «антипремии», в апреле против Васильца и Тимонина было открыто дело…
Показательна реакция большей части украинского, а также значительной части российского журналистского сообщества. Вернее – почти полное отсутствие такой реакции. Если преследование репортеров при Викторе Януковиче вызывало протест, громкие заявления и открытые письма, то дело Васильца и Тимонина особого интереса не вызвало. И это при том, что журналистам дали просто гигантские сроки – примерно такие получили бывшие бойцы украинского добровольческого батальона «Торнадо» за убийства, изнасилования и чудовищные пытки.