Держаться корней
Сложно описать жанр, в котором работает группа Shono. Мы смешиваем бурятскую народную музыку с такими направлениями, как блюз, рок, фанк, и на этом только начали экспериментировать. Я играю на национальных инструментах — морин хууре, хомусе, лимбе и отвечаю за горловое пение. Остальные музыканты в группе более традиционны — гитара, бас и перкуссия.
«Шоно» переводится как «волк» с бурятского. По древней легенде, волк является прародителем бурятского рода. И так случилось, что одной из моих первых композиций была история о волке Шоно. Теперь эта песня — наш своеобразный гимн, наш талисман.
Я считаю, при исполнении народных песен прежде всего должна сохраняться аутентичность. Важно, чтобы весь этот материал, который дошел до нас от предков, так же перешел к нашим потомкам нетронутым и практически неизмененным. При этом не каждый зритель готов слушать аутентичную народную музыку без обработки. Поэтому и направления вроде этно-фьюжн и world music тоже должны развиваться. Тут получается, будто ты двух зайцев убиваешь одним выстрелом: послушал тот же блюз — и одновременно познакомился с фольклором. Но, смешивая какую-либо народную песню с современной музыкой, нельзя переходить определенную грань, нельзя забывать первоначального звучания.
Несколько лет назад на мою электронную почту пришло сообщение от девушки Марии из Перу с неожиданным предложением обучить ее азам горлового пения. Если честно, к этому я отнесся скептически — с берегов Амазонки до берегов Байкала путь неблизкий, не каждый сможет его преодолеть ради искусства, мало ли что может случиться… Но наши занятия все-таки начались. Мария Гарнет оказалась не только способной ученицей, но и смелым музыкальным экспериментатором. Мы даже отыграли совместный концерт, получился такой джем бурятского этно-рока с мотивами южноамериканских индейцев.
Уже восьмой год подряд я езжу с концертами в Европу и Америку, каждое лето провожу в разъездах с морин хууром. Мне кажется, что на Западе слушатель более открыт живому, традиционному звуку. Возможно, у нас предвзятое отношение к этнической музыке. Хотя в России очень много интересных музыкантов, которые, используя народные инструменты, творят что-то невероятное. К примеру, Рома Борман — мастер игры на диджериду из Санкт-Петербурга, Равиль Лиров — горловик из Алтая или Оксана Дакинова — йочинистка из Калмыкии.
Tito & Tarantula
Tarantism
Дебютный альбом американской группы. Самая известная песня After Dark с этой пластинки звучит в фильме «От заката до рассвета» Квентина Тарантино и Роберта Родригеса. Фанаты и критики считают, что ничего лучше за свою карьеру группа так и не сыграла.
Александр Архинчеев: «Люблю латинский рок и эту группу особенно. В нашей музыке примерно такое же сочетание этники с рок-музыкой».
Enigma
Тhe Cross of Сhanges
На этой пластинке место григорианских хоралов заняли песнопения других народов мира. Немецкие эзотерики от музыки использовали кельтские и индейские ритмы, протяжные монгольские и застольные китайские песни.
Александр Архинчеев: «Отличная музыка для медитаций. Мелодия помогает расслабиться, а загадочные образы заставляют работать воображение».
Khusugtun
Khusugtun
Молодая группа из Монголии играет на аутентичных инструментах, увлекая слушателя в мир свободного кочевника, чья жизнь проходит в бесконечном неспешном движении по пустыне Гоби.
Александр Архинчеев: «Идеальное горловое пение. Всем, кто хотел бы услышать, что это такое, советую найти альбом Khusugtun».
Мельница
Алхимия
Шестой альбом фолк-рок-группы, который солистка Хелависа назвала лучшей записью команды. В нем больше нет места сказкам и мифам, зато есть отсылки к творчеству поэтов Серебряного века и много размышлений на тему мироздания.
Александр Архинчеев: «Мне нравится более тяжелое звучание “Мельницы” на этой пластинке. И, конечно, радуют душу неизменные звуки арфы и прекрасный голос Хелависы».