Театр

21 октября 2017, 00:00

МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ Режиссер — Кирилл Серебренников Москва, «Гоголь-центр» 28, 29 октября
Читайте Monocle.ru в

Жгут и свидетельствуют

«Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова — спектакль, который стал обсуждаемым и был назван легендарным еще до премьеры. Билеты на «Маленькие трагедии» раскуплены — сейчас стоит рассчитывать разве что на декабрь. «Поспособствовал» продажам и Следственный комитет: еще никогда прежде выпуск не проходил без режиссера — домашний арест Серебренникову продлили до 19 января.

Про то, как «Гоголь-центр» играет спектакли в сложившейся кафкианской ситуации и к тому же умудрился выпустить новый, наверняка еще напишут — в мемуарах и учебниках. Пока же совершенно ясно, что увидеть «Маленькие трагедии» необходимо дважды: второй раз — после того как Серебренников сможет доделать их самостоятельно. Спектакль состоит из пролога, четырех новелл — «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Сцена из Фауста» — и эпилога («Пир во время чумы»). Текст Пушкина тут бежит по экранам, превращается в хлесткий рэп и непроизносимую кашу в речи некоторых героев, в документ и фольклор. Рядом с Пророком оказывается рэпер Хаски, а от знаменитой инструкции «Глаголом жги сердца людей» остается только зловещее «Жги». Пушкин и Серебренников жгут и свидетельствуют. Здесь гениальность не выбирает адреса (Сальери вытаскивает партитуру Моцарта в прямом смысле из унитаза), Серафим является к Пророку в замызганном вокзальном зале ожидания, а «Друзья мои, прекрасен наш союз…» читает на импровизированном капустнике-концерте в доме престарелых переодетая Пушкиным Майя Ивашкевич, одна из опытнейших артисток труппы Театра им. Гоголя. Звучит умилительно и зловеще одновременно.

В спектакле, где репер Хаски исполняет несколько собственных песен и оказывается соратником и современным воплощением пророка-стихотворца, где ритм может сбиваться, где есть масса неровностей, — пушкинский текст пульсирует, рвется на свободу и оказывается кипятком, льющимся на рану. Но это все лирика. А циничный расчет подсказывает: лучшего спектакля для пробуждения интереса тех, кто слушает Хаски и кого тошнит от «Пушкин — великий русский поэт» не придумать. Если уж государству нужны скрепы с воспитанием любви к культурному наследию, то заняться этим надо попросить режиссера Серебренникова — у него это отлично получается. И держать его под домашним арестом просто неэффективно.

Любимов 100

 079_rusrep_19-2.jpg

Москва, Новое пространство Театра Наций

Куратор программы — Алла Шендерова  26.10-29.10 

К столетию со дня рождения Юрия Любимова в Театре Наций подготовили цикл лекций и видеопоказов уникальных записей из архива Театра на Таганке. А еще в Новое пространство пригласили свидетелей и участников первых лет жизни Таганки. Также в программе документальные фильмы финских, югославских, венгерских и российских режиссеров — хроника жизни театра от 60-х практически до наших дней. Есть и просто потрясающие вещи: недавно найденная запись репетиции спектакля «Пугачев» 1967 года (где играет еще мало кому известный Владимир Высоцкий, а ставит — Юрий Любимов, почти еще без седины…) и цветные фрагменты спектакля «Гамлет».

Подельники («Болотное дело 2»)

 079_rusrep_19-3.jpg

Режиссер — Зарема Заудинова 

Москва, Театр.doc 31 октября

Накануне первого спектакля «Болотное дело» в маленький, но гордый Театр.doc, который не боится заниматься политическим театром, пришли полицейские. Через некоторое время с театром расторгли договор аренды. Но закрыли первый спектакль «Болотное дело» режиссера Елены Греминой только тогда, когда он стал уже не вполне актуальным. Новый спектакль драматург Полина Бородина, которая писала текст и для первого «Болотного дела», собирала из интервью с освободившимися «болотниками». Поставила работу молодой режиссер Зарема Заудинова, а создатели Театра.doc Елена Гремина и Михаил Угаров выступили в качестве кураторов проекта.

Мертвые души

 079_rusrep_19-7.jpg

Москва, Школа драматического искусства

Режиссер — Игорь Яцко 27–29 октября

Один из самых известных актеров ШДИ Игорь Яцко не только ставит свой спектакль, где соседствуют гротеск и мистерия, но и сам играет Чичикова, чья бричка мчится по гоголевскому тексту.

«Для меня “Мертвые души” — спектакль-путешествие и спектакль-притча. Как в “Божественной комедии” спускаются в жерло ада Данте с Вергилием, так в первом томе “Мертвых душ” в жерло ада российского спускается бричка Чичикова», — говорит Игорь Яцко.

Кандидат

 079_rusrep_19-8.jpg

Театральная компания Ontroerend Goed

Москва 3–5 ноября

Импрессарио Федор Елютин продолжает поставлять в Москву европейские театральные опыты. Очередная новинка — шоу «Кандидат» (оригинальное название Fight Night) от уже известных посетителям проектов Елютина бельгийцев, авторов спектаклей для одного зрителя «Твоя_игра» и «Smile off». Теперь зрителей соберут на вечерний боксерский поединок и каждому перед входом в зал вручат пульт для голосования PowerVote. В конце каждого из пяти раундов зрители голосуют за одного из пяти актеров — так «Кандидат» анализирует и демонстрирует, как люди принимают решения. Шоу будет проходить ежемесячно, но следующие даты, равно как и координаты, в которых откроется пропадающее и возникающее пространство для опытов Елютина Experience Space, пока неизвестны — адрес зрители узнают за сутки до события.