Театр

10 ноября 2017, 00:00

Читайте Monocle.ru в

Про Соню, Шекспира и полезный театр

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Иногда я читаю публичные лекции про театр. И вот в выходной понедельник после Дня народного единства в Нижегородском центре современного искусства «Арсенал» с актерами, студентами — будущими переводчиками, режиссером, волонтером социального проекта, случайно зашедшим на огонек пенсионером, не желающим представляться, директором «Арсенала», сотрудником холдинга «Сибур» и еще десятком заинтересованных мы обсуждаем, как театр меняет жизнь. Реальным диалогом с реальным зрителем в этот раз и прежде меня обеспечивал проект «Арт-лаборатории» фестиваля-школы современного искусства «Территория» и компании «Сибур», вдруг решившей, что ей в своих городах присутствия необходим современный театр. Предприятие оказалось несомненно полезным, в первую очередь, конечно, для лектора: одно дело — рецензии и колонки, и совсем другое — воронежские бабушки, желающие попасть на водевиль («а тут нам современный театр»), или тобольские актеры, мечтающие играть Шекспира («а не эти ваши вербатимы про девок из подворотни»). Конечно, были и продвинутые пермские театралы, и нижегородцы, называющие свой город нетеатральным и страстно желающие перемен, но теперь любую лекцию я готовлю в расчете — и в надежде — убедить такую бабушку и такого актера в практической пользе современного театра. Ну хотя бы с точки зрения постижения мира. Теперь в череде аргументов буду приводить и финал проекта в этом году — лабораторию социального театра. С подопечными Дзержинского санаторного детского дома работала команда под руководством актрисы Мариэтты Цигаль-Полищук и режиссера Евгении Беркович, проводивших театральный лагерь и фестиваль для детей из детских домов «Я не один». Логика подсказывала: «социальный» в названии лаборатории — самое главное слово, и ждать ничего не нужно. Вообще ничего не ждать и быть открытым — мой обычный ответ на вопрос, как же взаимодействовать с этим вашим современным театром.

Логика подвела. Основой небольшого, меньше чем на час, показа, который срежиссировала Юлиана Лайкова, стали треки, выбрать которые просили детей (и затем честно включили в спектакль). Показ представлял череду этюдов и номеров под «Пьяное солнце», «Вите надо выйти», «Обернитесь» и что-то невнятно кавказское про свадьбу, от мальчика, оказавшегося суровой девочкой Кирой. Среди этого музыкального хлама (на мой, конечно, вкус) — редкая и оттого чрезвычайно точная Земфира и, главное, возможность разглядеть лица и глаза, а заодно выяснить, что слушает поколение YouTube. И уже потом узнать, что, например, с явным усилием давшееся «Вите надо выйти» — первый поэтический текст, который попыталась выучить Соня 11 лет. А там, глядишь, и Шекспир.

«Крокодил» Режиссер — Валерий Фокин

Санкт-Петербург, Александринский театр

18–19 ноября

 krokodil_eori-0961.jpg

Секцию «Театр» VI Санкт-Петербургского международного культурного форума в этом году курирует худрук Александринского театра Валерий Фокин. Нетрудно догадаться, что мероприятиями секции (с 16 по 18 ноября) можно заполнить всю полосу. Отдельного внимания заслуживает спектакль «Крокодил» по сатирическому рассказу Достоевского — его Фокин поставил в Венгерском национальном театре по обмену: руководитель Венгерского национального театра Аттила Виднянский выпустил в Александринке «Преступление и наказание». И если работа Виднянского в репертуаре Александринки, то увидеть «Крокодила» в России получится в первый и, возможно, в последний раз.

Форум независимого театра «Площадка»

Санкт-Петербург

11–18 ноября

 forum-ploschadka-mama4.jpg

Первый Форум независимого театра прошел в Санкт-Петербурге год назад и предложил не только увидеть блоком спектакли негосударственных коллективов, но и обсудить разные вопросы, связанные с их существованием.

В этом году в программе также лекции, дискуссии и мастер-классы, а в афише — премьеры «Марии Cтюарт» «Такого Театра», «Любви и денег» Нового императорского театра, «100 лет, которые потрясли мир» Театра Поколений и театрально-социального проекта «Мама, ты долбишься в глаза?» от театра MAAILMANLOPPU. А также работы других известных независимых коллективов: от «Я Басе» «Упсала-Цирка» до «Молчаний на заданные темы» от Театр.doc, театр post и творческой лаборатории «Угол».

Фестиваль NET — Новый Европейский театр

Москва, Санкт-Петербург

13 ноября — 14 декабря

 net-krasnaya-shapochka.jpg

Вообще-то фестиваль NET, пользующийся среди театралов репутацией «самого продвинутого», уже открылся показом междисциплинарных «Необычных погодных явлений». И самое время напомнить о неожиданных для фестиваля проектах, попасть на которые очень просто. Во-первых, это мультимедийная трехканальная инсталляция «Тающий апокалипсис» худрука Электротеатра Станиславский Бориса Юхананова и художницы Елены Коптяевой — в фойе «Электростаса». В этих видеозарисовках Юхананов ведет диалог с тремя важнейшими режиссерами современности — Ромео Кастеллуччи, Хайнером Геббельсом и Теодоросом Терзопулосом. Во-вторых, кинопроект «Последний год “Фольксбюне” / Уходящая эпоха Франка Касторфа». А в-третьих, фестивальный клуб в Боярских палатах, где можно не только послушать диджеев, посмотреть специальную программу Большого фестиваля мультфильмов, но и вволю пообщаться с такими же театралами.

Anima Chroma / Живые картины Режиссер-художник и автор концепции — Дмитрий Петров

Санкт-Петербург, театр «Зазеркалье»

15 ноября

 img_5997.jpg

В спектакле о восприятии и переживании живописи людьми, которые по-разному видят мир, заняты слепоглухие и зрячеслышащие актеры. С помощью пластики они расскажут о рождении семи картин из коллекции Эрмитажа. Играть спектакль будут не только в Петербурге (театр «Зазеркалье» выступает как площадка для премьеры): реализовывали проект в центре творческих инициатив «Инклюзион», а объемную анимацию для спектакля создавал мультипликатор, лауреат премии «Оскар» Александр Петров.