7 цифровых филантропов

Анна Маглыш
24 ноября 2017, 00:00

PhilTech, или Technologies for Philanthropy (технологии для благотворительности), — этот набирающий популярность в российском инновационном сообществе англицизм свидетельствует о том, что цифровая революция дошла и до социальной сферы. Чтобы заглянуть в ближайшее будущее благотворительности, мы побывали на смотре выпускников акселератора социальных стартапов PhilTech. Что именно предлагают гики филантропам?

SOL Surdo-Online
Слабослышащий покупает лекарство в аптеке с помощью сервиса SOL Surdo-Online

Ключевая тенденция в благотворительности та же, что и везде — цифровизация. Благодаря новым каналам связи и возможностям для обмена информацией стало проще находить целевую аудиторию для некоммерческих программ, собирать средства, координировать волонтерскую деятельность, обмениваться опытом и собирать обратную связь. Поэтому благотворительность сейчас нуждается в эффективных цифровых технологиях.

Но мы все еще находимся на старте развития, когда бизнес и социальный сектор — это диаметрально противоположные понятия. Между тем, по словам Игоря Рыбакова (сооснователь «Рыбаков Фонда»), авторы социальных стартапов сейчас должны быть в первую очередь предпринимателями, чтобы сделать социальный сектор сильным и устойчивым.

В ЕС 25% всех компаний считаются социально ориентированными. Отечественный рынок социальных проектов сложно назвать развитым — в мировом рейтинге благотворительности CAF World Giving Index 2017 Россия сейчас на 124-м месте.

В России в этом направлении работает акселератор социальных стартапов PhilTech, объединяющий бизнес-подход, социальный посыл и цифровые проекты. Акселератор «разгоняет» стартапы с помощью искушенных в бизнесе менторов, которые помогают основателям проектов строить устойчивую и масштабируемую бизнес-модель, изучать потребителя и искать инвестиции. Недавно в Москве прошел Демодень выпускников акселератора. В акселерационную программу подали заявки 180 команд, а до финала дошли 15 лучших стартапов. У каждого к Демодню уже были прототипы продуктов и первые клиенты. Вот некоторые из них.

Филантропия для ленивых

Проблема: большинство людей хотят заниматься благотворительностью без особых усилий и серьезных вложений

Решение: «Ленивый Робин» — браузерное расширение, с помощью которого пользователь может накапливать виртуальные «ленивые рубли» за то, что пользуется интернетом, и тратить их на реальную помощь благотворительным фондам. «Ленивый Робин» вставляет 1–3 рекламных объявления на страницы сайтов, которые посещает пользователь, а 80% заработанных денег идет в выбранный фонд помощи. Расширение использует сценарии геймификации в виде монеток и игровых уровней. По словам разработчиков приложения Константина Оноприенко и Владислава Куренкова, монетизация происходит за счет комиссии (20%) с доходов от размещения рекламы.

Умная машина для поиска доноров

Проблема: неразвитость практики регулярного безвозмездного донорства крови в России. Донор часто не знает, куда именно идти - в одном центре переливания крови может быть «перебор» и донора не примут, а в соседнем – «дефицит». Результат – призывы сдать кровь для человек в беде, которые мы каждый день видим в соцсетях.

Решение: DonorSearch — онлайн-платформа для мотивации, поиска доноров крови и их оптимального распределения по сети донорских пунктов. Сервис работает на основе технологии машинного обучения. Кроме того, DonorSearch генерирует актуальную информацию о событиях и бонусах для доноров в каждом городе. На 2017 год в базе более 110 000 доноров, а к 2019-му планируется выйти на миллион пользователей. Возглавляет проект Руслан Шекуров, уже восемь лет занимающийся популяризацией донорства крови в России.

Робот-психолог

Проблема: профессиональная и оперативная психологическая помощь может потребоваться человеку в любой момент, а возможность обратиться к психологу есть не всегда — да и времени на это чаще всего нет.

Решение: «Психолог онлайн», или POL (Psychologist on-line), — сервис для оказания оперативной психологической помощи нуждающимся. Система работает следующим образом: ответив на семь вопросов, пользователь формулирует проблему, выбирает удобное время и форму консультации (skype, чат, e-mail-переписка) и оплачивает услугу. Ориентировочная стоимость skype-консультации — 500 рублей, консультации с роботом-психологом (чат-бот) — 200 рублей. В перспективе планируется создание нейросети для автономной беседы с клиентами в режиме реального времени.

Цифровой эксперт для помощи сиротам

Проблема: трудности в социализации сирот. Им предлагаются унифицированные формы помощи, к тому же часто бессистемные и несвоевременные.

Решение: ИНСО — умная база данных для организации работы с сиротами на основе экспертной поддержки. Цель проекта — масштабировать через цифровую платформу технологию индивидуального сопровождения, алгоритмизировать основные процессы: диагностику, планирование, реализацию, оценку эффективности и обобщение результатов. В основу базы положен десятилетний опыт, что позволяет обратиться к успешным кейсам, проанализировать работу, получить помощь в планировании действий, представить партнерам статистику и выстроить наглядную цепочку от индивидуальных результатов до социального эффекта. Аналогов на рынке не существует.

Сурдопереводчик из облака

Проблема: отсутствие удобной среды для людей с пониженным слухом.

Решение: SOL Surdo-Online — облачный сервис для видеосвязи с сурдопереводчиками в онлайн-режиме. С его помощью слабослышащие получают недорогой доступ к услугам сурдопереводчика из любого места. Сервис уже используют в аэропортах, аптечных сетях, медцентрах и центрах госуслуг. В планах разработка автоматизированного переводчика на основе искусственного интеллекта. Сейчас клиенты сервиса — крупные сети медицинских, аптечных и лабораторных центров. Всего подключено уже 435 организаций, а годовая выручка составила 780 000 рублей. Команда проекта намерена выйти в 2018 году на рынки Азии, а в 2020-м — США.

Маркетплейс для интеллектуального волонтерства

Проблема: региональным НКО сложно найти специалистов, готовых их поддержать, а из-за отсутствия каналов связи волонтерам сложно начать помогать НКО.

Решение: Volonteam объединяет НКО и специалистов, готовых помогать своей экспертизой. Проект помогает НКО избавиться от рутинных задач и сфокусироваться на помощи людям, а каждому человеку, обладающему навыком или талантом, — применить его на благо другим. СЕО проекта Евгений Рубан выделяет пять главных факторов успеха среди потенциальных пользователей: доступ к большой базе исполнителей, повышенная ответственность, высокая скорость обработки заявок, помощь в постановке задач, а также разные области экспертиз в «одном окне». Стартап использует подписную бизнес-модель: НКО платят проекту за использование платформы, а специалисты помогают на безвозмездной основе. На начальном этапе платформа будет предоставлять онлайн-консультации по юридическим и бухгалтерским вопросам. А в будущем «Волонтим» откроет поддержку еще 11 областей знаний, — от дизайна, копирайтинга до подбора персонала и стратегического планирования.

НЕфитнес со смартфоном

Проблема: сложность восстановления здоровья вне медицинских учреждений

Решение: «НЕфитнес со смартфоном» — мобильное приложение, которое помогает пациенту правильно и регулярно выполнять назначенные ему восстановительные упражнения дома. Через онлайн-кабинет врач может дистанционно анализировать график тренировок и динамику восстановления пациента. Проект «НЕфитнес», по словам его основательницы Марии Ашапкиной, — обобщение традиционных методик восстановления при проблемах с суставами и информационных технологий.

Активная жизнь в маленьком городе

Проблема: отсутствие приложений, аккумулирующих различные сервисы и афишу мероприятий в небольших городах

Решение: «Мой город» — сеть мобильных приложений для городов с населением менее 250 тысяч человек. Интегрируют городскую афишу, сервисы доставки и вызова такси. Приложение уже скачало миллион человек, активная аудитория — 220 тысяч человек в месяц, всего командой проекта — Дмитрием Беговатовым и его 16 сотрудниками — выпущено уже 360 мобильных приложений.