Пули и шаманы
6 декабря в Москве, Питере и Екатеринбурге начнется очередной Артдокфест - колоссальный фестиваль документальных фильмов на русском языке, в определенных кругах (включая российский Минкульт) уже много лет считается злонамеренно оппозиционным мероприятием. Но причина такого отношения — вовсе не тенденциозность фестивальной программы. Напротив — к примеру, в прошлом году тут показывали «Кольца мира» Сергея Мирошниченко, фильм максимально лояльного власти режиссера, причем посвященный Олимпиаде в Сочи. Артдокфест не любят за упорное сопротивление всем формам цензуры — включая и систему прокатных удостоверений, и прямое желание Минкульта подправлять и указывать. Так, например, случилось с одним из фильмов исторической части программы нынешнего фестиваля — «Восточным фронтом» Андрея Осипова, основанным на немецкой хронике 30-х — 50-х. В той версии, что была показана на других фестивалях, фильм снабдили закадровым комментарием Военно-исторического общества — дабы избежать неожиданных параллелей с сегодняшним днем, которые могли бы возникнуть у российского зрителя. На Артдокфесте «Фронт» покажут в исходной, авторской редакции.
Надо отметить, что конфликты у Артдокфеста случаются не только с российскими чиновниками, но и с представителями совсем другого лагеря. В этом году украинские режиссеры Мария и Анастасия Старожицкие сняли с программы свой фильм «Война Химер», раздув из этого отказа большую пиар-историю. Или другой неоднозначный случай — участник нынешней внеконкурсной программы, «Духовник» — фильм канала «Дождь» о епископе Тихоне (Шевкунове). Снятое по худшим лекалам озверелой телепропаганды типа «Анатомии протеста», это конспирологическое произведение, скорее, вызывает симпатию к духовнику президента, которому создатели фильма голословно приписывают иезуитское всемогущество и коварство — и, соответственно, презрение к авторам этого непрофессионального наброска.
Впрочем, большая часть нынешней программы фестиваля — это в самом деле удивительное, местами невероятное кино обо всех аспектах жизни русскоязычного мира и его соседей. Бедность белорусской деревни («Тата») соседствует тут с драматическим величием Алтая и его жителей («Другая жизнь»). Снятый одним кадром на границе ДНР «Полет пули» Беаты Бубенец — со снятым в Донецке страшным (трупы, пожары, безумие) мокьюментари Олега Мавроматти «Страус, обезьяна и могила». Фильмы о шаманах и тувинских певицах («Курс молодого шамана» и «Петь») — с иммерсивной биографией бездомной («Песня для кита»).
Кроткая
Режиссер — Сергей Лозница
С 27 ноября 160 мин
Хоррор-комедия о горячечном «русском мире», не признающем ни границ разума и закона, ни географических, — это история о том, как одна женщина получила обратно посылку с зоны, поехала выяснять, что там с мужем, да и сгинула навсегда в глубинах страны, страшно описанной не только Достоевским, но и Алексеем Германом и Светланой Басковой.
Для людей
Для интеллектуалов
По ту сторону надежды
Режиссер — Аки Каурисмяки
С 7 декабря 100 мин
Новый фильм Аки Каурисмяки ужасно похож на все предыдущие, но это сходство — не суть повторение. Всякий раз это рассказ об одном и том же — человеческом достоинстве, расцветающем там, где ему вроде следовало бы притихнуть. Так и эта история гордого сирийского беженца, сперва удравшего из Алеппо от американских и российских бомб, потом — от немецких скинхедов, а после — от финских иммиграционных властей, кажется самой главной и самой убедительной. И следующая будет такой же.
Для людей
Город кошек
Режиссер — Джейда Торун
С 30 ноября 78 мин
Няшный док о настоящих хозяевах стамбульских улиц — бесчисленных дворовых кошках. Живущие дикой жизнью, но в симбиозе с людьми, кошки становятся проводниками в сложную городскую инфраструктуру, связывая рыбаков и владельцев ресторанчиков, рыночных торговцев и просто жителей первых этажей, постоянно подкармливающих бродячих котов — и получающих за это не только благодарное «мяу», но и реальную помощь, например в борьбе с крысами.
Для людей
Для детей
Про рок
Режиссер — Евгений Григорьев
С 30 ноября 130 мин
Еще одна документалка, не менее уморительная — на этот раз про новую волну уральского рока. В 2011 году Григорьев и его оператор Артем Анисимов подрядили монстров свердловского рока выбрать ту молодую шпану, которая была бы достойна своего фильма. Отобрав четыре екатеринбуржских коллектива, Григорьев по модной традиции русского дока вручает им камеры и отправляет в жизнь — снимать свои собственные взлеты и падения.