Средний литературный класс
Закончился десятый сезон премии «Просветитель». Лучшей в номинации «Естественные и точные науки» стала книга Aнтона Зайниева и Дарьи Варламовой «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города»; в гуманитарном конкурсе первый приз поделили Александр Пиперски с книгой «Конструирование языков: От эсперанто до дотракийского» и большой коллектив авторов, много лет готовивший работу «Знак не сотрется. Судьбы остарбайтеров в письмах, воспоминаниях и устных рассказах». Пиперски — профессиональный лингвист, коллектив авторов «Знака…» работает в «Мемориале» и занимается остарабайтерами уже многие годы. А вот Зайниев и Варламова — любители. Заинтересовались темой, поговорили с экспертами, добавили от себя примеров из фильмов и сериалов, написали книгу, получили авторитетную премию.
Не в моей компетенции обсуждать, насколько точно книга раскрывает тонкости психических расстройств жителей большого города. Гораздо важнее, что благодаря премии в России начала появляется страта профессиональных литераторов среднего звена. В чем принципиальное отличие российского литературного сообщества от более развитых и богатых писательских экосистем? У нас ты или великий писатель, или никто. Средним писателем ты быть не можешь, потому что даже великий писатель не всегда может зарабатывать на жизнь книгами. А уж средний тем более.
Так вот, благодаря «Просветителю» у нас постепенно формируется класс «средних писателей». Они пишут научпоп. Конечно, и такой книгой много не заработаешь, но зато ты заявляешь о себе как о лекторе — а на этом кое-что заработать можно. Пусть немного, но еще лет шесть назад рынка лекций в Москве практически не было, а теперь он довольно обширный. Как и бесконечные курсы совершенствования писательского мастерства, само существование которых для меня является загадкой, а популярность постоянно удивляет. Но западный писатель средней руки как раз так и зарабатывает: книги, курсы, выступления.
Евгений Анисимов
Петр Первый
Издательство «Новое литературное обозрение»
Евгений Анисимов, один из самых известных отечественных специалистов по восемнадцатому веку, разыгрывает перед читателем спектакль. Он спорит сам с собой о реформах Петра Первого. Полглавы Анисимов Петра восхваляет, половину главы критикует, иногда даже сам себя перебивает. В принципе здорово, но если вы уже знакомы с другими книгами Анисимова, то все аргументы достаточно предсказуемы. Реформы Петра превратили Россию в современное государство. Да, но какой ценой. А модернизационные процессы к тому моменту уже вовсю шли, просто медленно. В общем, ничего нового Анисимов не рассказывает, но это не мешает получать удовольствие от чтения книги.
Для людей
Для интеллектуалов
Юджин Роган
Падение османской империи
Альпина нон-фикшн
Первая мировая война глазами наших противников. Впрочем, непосредственно русско-турецкому фронту уделено не так много внимания: основной упор в книге сделан на неудачную атаку западных союзников по Дарданеллам. Вообще из Москвы турки кажутся главными неудачниками войны. Однако они первые несколько лет успешно отбивали атаки союзников на самых разных фронтах: был разгромлен десант в Галлиполи, англо-индийская армия была вынуждена сдаться около Багдада, в Палестине турки раз за разом громили англичан. И все же Османская империя пала, успев до этого совершить ряд чудовищных преступлений.
Для интеллектуалов
Павел Басинский
Посмотрите на меня
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Немного беллетризованная биография Лизы Дьяконовой. Жила такая девушка на рубеже XIX–XX веков, вела дневник, писала статьи о женской эмансипации. И умерла молодой, причем очень странно — ее нашли в Альпах голой. Павел Басинский внимательно прочитал ее дневник и все, что было написано о Дьяконовой, и создал классический «портрет на фоне», где непонятно что интереснее — портрет или фон.
Для интеллектуалов
Для людей
Доминик Ливен
Навстречу огню
Издательство РОСCПЭН
Доминик Ливен, известный британский историк и потомок известного балтийского дворянского рода, в котором были русские генералы, адмиралы, дипломаты и императорские адъютанты, написал крайне увлекательную, хотя и строго научную, книгу о России в Первой мировой войне. Книга наполнена разными историческими парадоксами и рассуждениями в стиле «а что если». Например, Россия всерьез рассматривала как возможный сценарий нападение на Константинополь и захват проливов в 1896 году. Возможно, рассуждает Ливен, это привело бы к разделу Балкан между Москвой и Веной, и тогда большая война стала бы невозможной. Или она началась бы прямо тогда.
Для интеллектуалов