Театр

24 ноября 2017, 00:00
ВОЛШЕБНАЯ ГОРА Режиссер — Константин Богомолов Москва, Электротеатр Станиславский 27–30 ноября

Кашель и смерть: вид сверху

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

На сцене сооружена изъеденная ржавчиной казенная голубая комната. В ней мужчина и женщина. Он (сам Константин Богомолов) то лежит, свернувшись калачиком, то перебирает бумажки. Она (Елена Морозова) исполняет сложную партитуру для кашля и публики: надсадный, обреченный, затухающий кашель актрисы, прерываемый ее выходами к микрофону и чтением стихов Николая Некрасова, Николая Заболоцкого и Варлама Шаламова. Три выхода к микрофону — три элегичных стихотворения про природу в разные сезоны, написанные в годы, первый тег к которым — репрессии.

Публика между стихами исполняет свою партитуру: то тоже кашляет, то иронично переговаривается: «Вообще-то все по тексту», а то начинает пробираться к выходу. Стихи снижают градус конфронтации между сценой и залом, но ровно до следующего соло-кашля от Морозовой. И так — сейчас будет спойлер — большую часть спектакля. Кстати, те, кто иронизируют в духе «это все по тексту», оказываются правы. Но сайт Электротеатра честно предупреждает, что «Волшебная гора» — спектакль, в котором тело текста умерло, а дух — остался. От Богомолова, провокатора и экспериментатора, окончившего до режиссерского в ГИТИСе филфак МГУ, ждали разного, но такого радикализма не предполагали. В «Мушкетерах» в МХТ им. А. П. Чехова, вольной театральной фантазии по роману Дюма, Богомолов оставил набор персонажей. С «Волшебной горой» Богомолов поступил так: есть один, но узнаваемый атрибут романа, который помнят даже те, кто не читал про утопичный мир туберкулезного санатория. Герои закрыты горами от захватывающих Европу войны и смерти, но смерть здесь поджидает новых жертв в своем дистиллированном виде. Первая часть спектакля — максимальное воплощение «Волшебной горы», а вторая — скетчи про смерть, написанные режиссером. Там говорят, что вид на кладбище — это то же самое, что и вид на море, что беременность — как опухоль. Скетчи, которые сначала кажутся черным юмором высшего класса, оборачиваются в сухом остатке манифестом смирения. И согласием в случае необходимости не противиться ни любви, ни ее смерти — как и советует эта богомоловская «Волшебная гора».

Синяя-синяя птица

Режиссер — Олег Глушков

Москва, Театр Наций

30 ноября, 1-3 декабря

Для людей

Для детей

 079_rusrep_21-2.jpg

Театр Наций выпускает свою первую детскую премьеру на большой сцене: режиссер и хореограф Олег Глушков ставит мюзикл «Синяя-синяя птица», на который стоит отправиться всей семьей. Но если в пьесе Метерлинка брат и сестра, Тильтиль и Митиль, пустившись на поиски Синей птицы, могли видеть души предметов, то в спектакле Глушкова в путешествие по сказочным странам отправятся девочка Матильда и ее брат Тиль, чтобы встретить Царицу ночи, Торта Наполеона, оркестр заводных обезьянок, синего павлина — хранителя времени, чудовищ и монстров из шкафа.

Три Ивана

Режиссер — Игорь Теплов

Москва, Театр им. А. С. Пушкина

9 декабря

Для людей

Для желающих поржать

 079_rusrep_21-3.jpg

Актер Игорь Теплов предлагает театральную версию киносказки Юлия Кима и Михаила Юзовского «После дождичка в четверг» с хитами Геннадия Гладкова. « Три Ивана» — музыкальный спектакль, в котором у Царя есть мобильное царство, а Баба-Яга летает на метле-электрогитаре. Спектакль — идеальный повод родителям поностальгировать о фильме своего детства и рассказать своим детям про мир, в котором не было мобильных и гугла, зато были Кощей — Олег Табаков и царевна — Марина Зудина.

Пигмалион

Режиссер — Леонид Хейфец

Москва, Театр им. Вл. Маяковского

8,9 декабря

Для людей

 079_rusrep_21-7.jpg

Леонид Хейфец, легенда отечественного театра, выпускает на большой сцене Маяковки «Пигмалиона». Профессора Хиггинса сыграет Игорь Костолевский, его маму — Ольга Прокофьева, а Элизу Дулиттл — молодая и точная во всех ролях Наталья Палагушкина. Художником спектакля стал бессменный соавтор режиссера Хейфеца на сцене Маяковки Владимир Арефьев.

Нуреев

Режиссер — Кирилл Серебренников

Москва, Большой театр

10 декабря

Для интеллектуалов

 079_rusrep_21-8.jpg

В ночь перед открытием продаж перед кассами Большого образовалась очередь из нескольких сотен человек, поэтому билетов на премьеру уже не достать, но факт зафиксировать стоит. «Нуреев», балет на музыку Ильи Демуцкого с хореографией Юрия Посохова, все-таки выходит. Премьера «Нуреева» была отменена руководством Большого в конце прошлого сезона (официальной причиной назвали неготовность из-за нехватки репетиций). К сожалению, «Нуреев» станет очередной премьерой, которая пройдет без режиссера Серебренникова, находящегося под домашним арестом.