Театр

8 декабря 2017, 00:00
СВЕТЛЫЙ ПУТЬ. 19.17 Режиссер Александр Молочников Москва, МХТ им. А. П. Чехова 13, 14, 25 декабря

Парад картинок

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Отец Владимир создает машину революции, меняя сердце рабочего Макара на пламенный мотор. Балерина Вера, благородная девица из Смольного, влюбляется в Макара. В уплотненной квартире баса императорского театра поселяются пролетарии. «19.17», третий спектакль молодого режиссера и актера Александра Молочникова, похож на череду ярких картинок на тему революции и возникающего нового мира.

Постановка, выпущенная к столетию революции, очень звездная. Макара играет Артем Быстров, балерину Веру — Виктория Исакова, отца Владимира (он же Ленин, он же Сталин, он же государство в одном лице) — Игорь Верник, Надежду Крупскую — Ирина Пегова и Инга Оболдина, Александру Коллонтай — Паулина Андреева…

В роли сценографов дебютируют архитекторы Сергей Чобан и Агния Стерлигова, превращая сцену МХТ им. А. П. Чехова в тоннель — то ли метро, то ли мост, то ли портал в новый мир. Над полукругом, образующим портал, могут показывать кино — знаменитую версию того, как брали Зимний, — специально снятое по мотивам платоновского «Чевенгура», куда летит бороться с кулаками Макар. Спектакль резво меняет картинки, стебется над своими героями, пытается смешать смешное и страшное, но удается это не всегда. Когда Крупская, распахнув пиджак, демонстрирует проекцию — «историческую правду» взятия Зимнего на экран; когда герой Игоря Верника считает «На золотом крыльце сидели…», и те, кого выбирает считалочка, ложатся лицом вниз; когда, в конце концов, Вера учит пролетариев балетным па, революция отвечает «Светлому пути» взаимностью. Но даже эти моменты не спасают общее ощущение, что с драматургией все-таки надо разобраться. В роли драматурга выступал сам режиссер Молочников в соавторстве с Андреем Золотаревым и, кажется, пытался разгадать формулу революции, посмотрев на нее взглядом молодого человека из 2017-го — как смотрел на Первую мировую в своем дебютном спектакле «19.14» в 2014-м. Но в 19.17 что-то пошло не так. Где-то исторические факты плохо поддались сценической утрамбовке, где-то всплыли проблемы с диалогами. В итоге получился парад картинок — революционных и не очень, занятных в качестве аттракциона, но не складывающихся в спектакль, готовый на равных разобраться с великой утопией.

Красное колесо

Куратор — Талгат Баталов

 079_rusrep_22-8.jpg

Москва, Новое пространство Театра Наций

11-24 декабря

Для интеллектуалов 

11 декабря, в день, когда Александру Солженицину исполнилось бы 99 лет, стартует театральный сериал «Красное колесо». Группа режиссеров и драматургов подготовила пять спектаклей-эскизов на основе романа-эпопеи Солженицына. Особенное внимание, конечно, будет к эскизу режиссера Талгата Баталова по пьесе Дмитрия Богославского «Вагон системы Полонсо» (16 декабря). Интерес объясняется просто: в роли Ленина — худрук Театра Наций Евгений Миронов, уже игравший вождя мирового пролетариата в сериале «Демон революции».

Заповедник

Режиссер Сергей Женовач

 079_rusrep_22-7.jpg

Москва, Студия театрального искусства

23 декабря

Для людей 

Про «Заповедник» Сергея Женовача известно совсем немного. Распределение актеров традиционно держится в тайне почти до самой премьеры, но известно, что они успели съездить в Михайловское, Тригорское, Петровское, пройтись по улице Рубинштейна в Питере и постоять там у дома Довлатова. Сценографию делает постоянный соавтор Женовача, Александр Боровский, а инсценировку — опять-таки сам Сергей Женовач, умеющий лучше всех превращать прозу в спектакли, обязательные к просмотру для тех, кто верит в миф о русском психологическом театре.

Гипнос

Режиссер Олег Глушков

 079_rusrep_22-2.jpg

Москва, театр Практика

19 декабря

Для людей, для интеллектуалов 

В спектакле хореографа и режиссера Олега Глушкова нет ни истории, ни сюжета, ни уж тем более нарратива. Только артисты и звук, рождающий энергию. Кстати, сам Глушков и вовсе не уверен, что «Гипнос» в полной мере можно называть спектаклем, и замечает, что музыка в этой работе — такая же живая часть, как и работа актеров. Ну и да, если вы фанат песни «Танцуй, Виталик», то бегите за билетами — в числе актеров Муся Тотибадзе.

Разговоры

Режиссер Борис Павлович

 079_rusrep_22-3.jpg

Санкт-Петербург, пространство «Квартира»

16, 17 декабря

Для людей

Почти весь декабрь в Санкт-Петербурге проходит фестиваль горизонтального театра, он же — офф-программа московского фестиваля NET. Спектакль «Разговоры» — вторая премьера в новом пространстве «Квартира», открывшемся в реальной бывшей питерской коммуналке на углу Невского и Мойки. В «Разговорах» участвуют артисты — подопечные Центра «Антон тут рядом». В основе спектакля обэриутская концепция мира. Текст основан на беседах членов группы, записанных писателем Леонидом Липавским, но диалоги не прописаны от слова до слова, а представляют повод для свободных импровизаций профессиональных актеров и людей с расстройством аутистического спектра.