Под страхом смеха
На прошлой неделе Минкульт решил отобрать прокатку у английской комедии «Смерть Сталина», снятой комиком и комедиографом Армандо Ианнуччи, который специализируется на актуальной политической сатире. Настолько актуальной, что первые вопросы иностранных журналистов после международной премьеры «Сталина» были — «и это все о Трампе?».
Но нет, «Смерть Сталина» — действительно о членах политбюро, лихорадочно делящих власть над трупом генсека. Для всего мира актуальность этой темы не то чтобы очевидна — для разъяснения Ианнуччи даже приходится обращаться за помощью к сюжетам Шекспира. Неочевидна она была в общем и для России, где после «Хрусталев, машину!» вряд ли можно сказать что-то еще более красноречивое и уничижительное по поводу позднего сталинизма. Но спасибо Минкульту и членам Общественного совета при нем, напомнившим всем зрителям, что сталинизм — это не только Иосиф Виссарионович, тысячи функционеров и миллионы доносов, но и десятки авторов разгромных передовиц в центральной прессе, а главное — отсутствие чувства юмора.
Члены Общественного совета от Сталина не зависят — более того, в своем возмущенном письме, требующем запретить фильм, прикрываются фигурой Жукова, маршала Великой Победы (между прочим, тоже пострадавшего от сталинизма: в 1946 году он был обвинен в «незаконном вывозе трофеев», фактически мародерстве). Но кирзовый язык этого обращения удивительно узнаваем: «мало того что это произведение с очень плохо играющими актерами, небрежными и неправдивыми декорациями… это еще пасквиль на историю нашей страны, злобная и абсолютно неуместная якобы “комедия”… фильм содержит информацию, которая может быть расценена как… направленная на унижение достоинства российского (советского) человека». Между тем эта смертельная серьезность сама может кончиться очень плохо — как говорит Ианнуччи, «Англия не знала революций, потому что мы не выходим на баррикады — вместо этого мы смеемся над властью». Военным историкам из Общественного совета было бы неплохо усвоить хотя бы этот урок.
Хэппи-энд
Режиссер — Михаэль Ханеке
С 29 января (для интеллектуалов, для любителей острых ощущений)
Продолжение фильма «Любовь»: придушив жену, герой Трентиньяна благополучно выживает из ума в загородной резиденции, пока его дети предаются буржуазному разложению. Безуспешно пытаясь свести счеты с жизнью, старик находит союзницу в лице 12-летней внучки, имеющей страсть снимать всякое непотребство на мобильный. Как следует из названия, счастливый случай помешает дедушке стать героем ее последнего снафф-ролика.
Тоня против всех
Режиссер — Крейг Гиллеспи
С 1 февраля (для людей, для желающих поржать)
Феерическая спортивная трагикомедия, байопик фигуристки Тони Хардинг, американской гопницы, совершившей невероятный спортивный прорыв (Тоня стала первой женщиной, сумевшей выполнить тройной аксель) и натворившей немало глупостей, которые навсегда закрыли ей карьеру в фигурном катании.
Короче
Режиссер — Александр Пэйн
С 1 февраля (для людей)
На Земле стало тесновато, и норвежские ученые придумали, как уменьшить человека до размера кабачка. Новый способ добровольного ухода из мира перепроизводства отходов в мир перепотребления удовольствий находит немало сторонников, однако недостаточно для того, чтобы пасти планету. Один из таких пионеров-«кабачков» — тишайший специалист по безопасности труда Пол Сафронек. В процессе переезда в просторный кукольный домик в лилипутской колонии жена оставляет Пола, и дальше ему приходится мыкаться самому в большом маленьком мире, где все, как оказывается, по-прежнему.
Три билборда на границе Эббинга, Миссури
Режиссер — Мартин Макдонах
С 1 февраля (для людей)
Разведенная женщина в рабочей одежде (Фрэнсис Макдорманд) арендует на три месяца три заброшенных билборда и клеит на них несколько неприятных вопросов шерифу. Шериф, возможно, и хотел бы ответить на них, но рак поджелудочной железы не оставляет ему ни сил, ни времени. Помимо противостояния двух сильных личностей в фильме показаны нравственная перековка полицейского-гестаповца, роман с карликом и — фоном — гомерические сцены из семейной жизни. Короче, тщательно сбалансированный сплав вестерна, детектива и эпопеи, едва ли не лучший фильм зимы — и уж точно лучший в фильмографии Макдонаха.