Застойный «Заповедник»
На сцене два моста крест-накрест. Нижний, дощатый и ободранный, упирается в прудик. Верхний, витиеватый, ампирный, но тоже облезлый, бросает тени в сторону прудика. В прудике плавают окурки и бутылки с чем-то прозрачным внутри. В первом акте прозрачное окажется ключом, порталом во время, когда довлатовское альтер-эго Борис Алиханов отправился работать экскурсоводом в Пушгоры. «Заповедник» Сергея Женовача — самая свежая премьера Cтудии театрального искусства. Два акта на три с небольшим часа — и две мизансцены. Весь первый акт верхний мостик пустует, а острые на язык театралы без всякого почтения к художнику Александру Боровскому гадают в антракте: почему бы не спилить этот объект в акте втором? Хотя лаконичная и изящная декорация здесь — одновременно и ключ, и спойлер. Почти весь спектакль один актер, Сергей Качанов, с седым стриженным ежиком, в потертой кожанке и закатанных джинсах будет вести бесконечный монолог-воспоминание. В первом акте в монолог вклинятся два ленинградских экскурсовода: один — беллетрист, другой — гений чистого познания, злостный нарушитель общественного покоя, майор, сосед. В финале первого акта жена, та еще штучка, в стильном плащике, на каблучках, приедет в эту антисанитарию за бумагой для эмиграции и чем-то еще. Предложит уехать вместе. Но по-женски искренне интересоваться героем Качанова (далеким, кажется, и от написанного Довлатовым, и от самого Довлатова) можно только от пушгорской безысходности. Это во втором акте и на втором мосту продемонстрируют местные девы-экскурсоводы, школьная учительница, хранительницы музея, методист с неуловимо плохой фигурой и прочие представительницы женского хора. Гротескное кокетство они перемежают чтением Пушкина и милейшей чушью от филологинь — адептов методичек.
Смотреть этот «Заповедник» тяжело. Впрочем, появление его — мрачного, топчущегося на месте, брызгающего летящими в пруд-болотце бутылками — кажется чем-то логичным. Сочетать — с «Москвой-Петушки» по Ерофееву и «Кирой Георгиевной» по Некрасову. Непременно посмотреть хроники времен Брежнева, которые крутят перед началом «Заповедника» в фойе. И не забыть посмотреть в окно — но не здания театра, где была золотоканительная фабрика семьи Алексеевых, которой в конце XIX века стал руководить Константин Алексеев, прославившийся под фамилией Станиславский. А из окна автобуса или поезда, мчащегося в заповедник, где все мы вдруг снова оказались.
Беги, Алиса, беги
Режиссер — Максим Диденко
Москва, Театр на Таганке
Для людей, для детей
2 февраля
От книжки Кэрролла и пластинки с детской музыкальной сказкой авторства Владимира Высоцкого в спектакле остались стихи главного Гамлета Советского Союза и герои. Впрочем, новая пьеса Валерия Печейкина, в которой Алиса бежит к кроличьей норе, а оказывается почему-то в Москве, конечно, спровоцирует перечитывание Кэрролла и переслушивание Высоцкого. Музыку к новой «Алисе» написал постоянный соавтор Диденко, композитор Иван Кушнир, а Королеву играет Ирина Апексимова.
Человек.doc. Прометей
Режиссер — Алиса Кретова
Москва, Театр «Практика»
3–5 февраля
Для людей, для интеллектуалов, поржать
Театр «Практика» продолжает цикл «Человек.doc», героями которого уже были художник Олег Кулик, композитор Владимир Мартынов и другие герои современной культуры. Цикл начался несколько лет назад, и сегодня в репертуаре «Практики» остался только спектакль «Олег Кулик. Игра на барабанах». Драматургом нового спектакля стал Евгений Казачков, автор «Игры на барабанах» и «Топлива», спектакля Семена Александровского про программиста и предпринимателя Давида Яна.
Теперь его героем стал теле- и радиоведущий Алекс Дубас, который сыграет себя сам. Обещают откровенные рассказы о преодолении кризиса среднего возраста и попытках победить смерть с помощью творчества.
Швейк. Возвращение
Режиссер — Валерий Фокин
Санкт-Петербург, Александринский театр
Для людей, для интеллектуалов, поржать
9 февраля
Новый спектакль худрук Александринки Валерий Фокин ставит по оригинальной пьесе Татьяны Рахмановой, написанной по мотивам романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны». Кстати, в попытке выяснить, кто же он — Швейк XXI века, театр приготовил обширную программу вокруг премьеры: от лекции Дмитрия Быкова до выставки знаменитых иллюстраций к роману «Швейк Йозефа Лады», которая открылась 25 января в фойе Новой сцены.
Сказки венского леса
Режиссер — Никита Кобелев
Москва, Театр им. Вл. Маяковского
3,4 февраля
Про любовь, для людей
Сатирическую драму о внезапной страсти на фоне общества в экономическом кризисе поставил молодой режиссер Никита Кобелев. Если в двух словах, то «Сказки венского леса» — это праздничные вальсы Штрауса и лирическая история любви в мире накануне катастрофы.