Человек и Прометей
— Там о спектакле написано, что это про кризис среднего возраста, — на крошечной сцене «Практики» теле- и радиоведущий Алекс Дубас стоит перед внушительным кухонным столом. — Ну так вот: это не так, это девочка-маркетолог почему-то так решила написать.
Здесь стоит оглянуться назад и вспомнить, как в начале 2010-х театральный менеджер Эдуард Бояков и режиссер Алексей Паперный придумали документальный проект — Человек.doc. Был даже такой фестиваль из десяти спектаклей, они шли как раз на сцене «Практики» и несуществующего уже клуба и театра «Мастерская». По идее создателей, первая часть проекта должна была быть посвящена героям современного искусства, а вторая, не случившаяся, — героям русского IT. Из первой части проекта сегодня выжил один спектакль, он идет в репертуаре «Практики» — «Олег Кулик. Игра на барабанах». А независимый петербургский Pop-up театр то в Москве, то в Петербурге каждый месяц собирает залы на спектакль «Топливо» про программиста Давида Яна. Так что можно сказать, что и вторая часть проекта «Человек.doc» все-таки случилась. Примечательно, что автор текстов всех трех спектаклей — драматург Евгений Казачков, один из организаторов фестиваля молодой драматургии «Любимовка». И не было бы преувеличением сказать, что во всех трех спектаклях текст начинает и выигрывает — но это будет не вполне справедливым по отношению к режиссерам и актерам двух из трех спектаклей. Почему двух? Потому что в спектакле «Человек.doc Прометей» Дубас играет (а точнее — не играет) самого себя. Объясняет, почему девочка-маркетолог не права. Рассказывает про первую жену Илону, про сына, про Тесея, Прометея, Хемингуэя и Ремарка. Про облако мужской грусти, которое образовалось однажды над ними с Гришковцом и Лагутенко. «Женя после поставил хороший спектакль, Илья — написал песни, а что сделал я?» И через какое-то время: «Я вспомнил. Я — женился». Дубас долго объясняет, что спектакль — про маму, и без этой истории не было бы спектакля. Но на самом деле спектакль — про смелость. Быть обычным необычным человеком. Принимать решения и признаваться себе в них. Быть голым человеком на голой земле, который полтора часа лепит пельмени, рассказывает о себе и за эти полтора часа делает со зрителями что-то, от чего после на улице хлюпающий под ногами снег не раздражает, а напоминает — весна близко.
Пушкинский театральный фестиваль
Псков 8–19 февраля
Для людей
Пушкинский фестиваль проходит в Пскове с 1994 года. В прошлом году фестиваль пережил перезапуск: в нетеатральный Псков рискнули привести спектакли Николая Коляды, Льва Эренбурга, Клима, новосибирскую «Снегурочку», чуть позже получившую «Золотую Маску». Эти работы не самых радикальных режиссеров вызвали не просто дискуссию, но и возмущение некоторых зрителей. К чести организаторов, эксперименты на этом не закончились: в программе 25-го юбилейного фестиваля — спектакли со всей страны. В их числе, например, «ГрозаГроза» Театра Наций, «Мертвые души» маленького лесосибирского театра «Поиск», «Пушкин и Деньги» Театра.doc, номинированный на «Золотую Маску» этого года «Месяц в деревне» пермского Театра-Театра. А еще — лекции ведущих критиков, лаборатория молодой режиссуры, выставки — в общем, отличный повод для театрального туризма.
Летели качели
Режиссер — Семен Серзин
Екатеринбург, Ельцин Центр 17 февраля
Для людей, треш
Имя петербургского режиссера Семена Серзина широкая нетеатральная публика услышала, когда три года назад его спектакль про Александра Башлачева довольно абсурдно был снят с номинации на «Золотую Маску». К слову, спектакль-квартирник «СашБаш» с группой «Курара» и фронтменом Олегом Ягодиным в главной роли жив — и по-прежнему аншлаговый. А Серзин на Урале готовит новый, псевдодокументальный спектакль, где главный герой пытается жить жизнью Егора Летова, лидера группы «Гражданская оборона». Пьесу написал минский драматург Константин Стешик, определивший ее жанр как повседневную трагедию с музыкой.
Последние дни
Режиссер — Алексей Бородин
Москва, РАМТ 16 февраля
Для интеллектуалов, для людей
В новом спектакле худрука РАМТа Пушкин рассказывает историю «Медного всадника» и становится объектом внимания Булгакова. А Акунин наблюдает за юным царевичем Петром Алексеевичем. Композиция «Последних дней» построена на текстах этих авторов — «Последних днях» Булгакова, «Медном всаднике» Пушкина и новой пьесе Акунина «Убить змееныша». Режиссер говорит, что ставит спектакль исторический, но вневременной — про то, как времена отражаются друг в друге. «Это делает нас сильнее, хотя и отнимает надежду на счастливый финал», — замечает Алексей Бородин.
Разговоры в Квартире
Санкт-Петербург, пространство «Квартира» 22 февраля
Для людей
Новое независимое петербургское пространство «Квартира», в котором не так давно сыграли премьеру спектакля «Разговоры» режиссера Бориса Павловича, снова предлагает поговорить — на этот раз за чашкой чая. Весь год в «Квартиру» будут приходить интересные герои и вести разговоры, причем не только о театре. Первый — о горизонтальности. Тема не случайна: в «Квартире» на Мойке равны все — люди с расстройством аутистического спектра, артисты, художники, музыканты, режиссер, продюсер, драматург. На первой встрече будут выяснять, как обстоит дело с горизонтальностью в бизнесе, журналистике, образовании и урбанистике. Собеседник в этом разговоре неожиданный и нетеатральный — Максим Арзуманян, сооснователь и директор межвузовского академического Центра компетенций по архитектуре предприятия «EA Lab».