Инклюзивный фестиваль, который вы сейчас организуете, — это первый опыт для Удмуртии?
Да. Каждый год наш фонд «Подари завтра» в конце мая делал благотворительные концерты, приуроченные к Дню защиты детей. Сначала одна девочка с инвалидностью захотела выступить, на следующий год — уже три человека. Так с каждым концертом у нас увеличивалось количество детей с ограниченными возможностями, которые хотели бы участвовать. Мы поняли, что одной площадки уже не хватает. К тому же в прошлом году мы со студией танцев «Бродвей-инклюзив» съездили в Москву и в Крым на международные конкурсы, везде стали призерами. Мы удивились: почему у нас в Ижевске такие мероприятия никто не проводит? И решили создать что-то подобное, получили президентский грант.
Это не столько конкурс, сколько демонстрация возможностей детей с инвалидностью. Будет пять номинаций: танец, вокал, театр, киноискусство и декоративно-прикладное, изобразительное искусство. В конце дня состоится большое заключительное мероприятие — в цирке, в зале на 1700 человек, хотя раньше мы проводили концерты только на 700 человек.
С какими проблемами вы сталкиваетесь при организации фестиваля?
Основная проблема в том, что у нас нет опыта. Мы стараемся перенимать его у других регионов. Вспоминаем, как сами участвовали в разных инклюзивных концертах, и пытаемся понять хотя бы, как не надо делать.
А как не надо?
Если мы приглашаем инклюзивные коллективы, допустим, с колясочниками, то нужно элементарно позаботиться об условиях проживания, о пандусах. Также должны быть подходящие волонтеры: если нужно поднять коляску, то помогать должен взрослый мужчина, а не подросток. Мы не видим в этом проблемы, главное — доступно и четко объяснить организаторам их задачи.
Вы хотите поставить инклюзивный мюзикл на фестивале. Кто в нем будет участвовать?
В основном это студия танца «Подари Завтра!». У нас примерно поровну детей с ограниченными возможностями и здоровых. На этом фестивале мы хотим рассказать про Удмуртию, ее традиции и легенды. Мы всегда подключаем к выступлениям зрителей — получается, что весь зал задействован в спектакле.
А как зрители участвуют?
Ну, например, в конце концерта мы «переводили» песню с помощью рук, то есть делали сурдоперевод, а потом я брала микрофон и рассказывала, что означает каждое движение. Потом снова включали музыку и всем залом «пели руками». К другому концерту мы сделали облака, на которых наши ребята написали пожелания для каждого зрителя, то есть для 700 человек. Мы эти облака спрятали, а зал должен был их найти и потом вместе с артистами принять участие в финальном номере.
Как танцевальная студия стала помогать фонду?
Моя подруга была заместителем президента фонда, она узнала о том, что мы проводим инклюзивные концерты, и стала нас привлекать. Студию я основала пять лет назад. Сначала к нам ходила одна девушка с диагнозом ДЦП, а теперь приходит около ста человек — как здоровых, так и с разными диагнозами: ДЦП, синдром Дауна, нарушения зрения и слуха. Мы никому не отказываем. Когда мы начали заниматься, здание даже не было оборудовано для людей с инвалидностью, но потом нас заметили. Там, где появляемся мы, появляется и доступная среда. Сейчас я разрабатываю методичку, чтобы люди в других регионах могли так же заниматься. Ребята, которые ходят к нам в студию, становятся подопечными фонда. «Подари завтра» собирает для детей деньги, а дети понимают, что зарабатывают эти средства своим творчеством.