Когда я увидел сообщение об аресте директора новосибирского планетария Сергея Масликова, подумал сначала: ну вот, приличный с виду человек, а оказалось… Сомнение закралось, когда прочитал первые строчки сообщений: «…обвиняется в получении взятки в крупных размерах». Насколько я помню, взятка — это когда государственному служащему дают деньги за то, чтобы он принял решение в чью-то пользу. Масликов, конечно, государственный служащий — планетарий принадлежит Новосибирской области. Но на какое решение мог повлиять ученый, педагог и популяризатор науки? Сдвинуть орбиту Юпитера? Приостановить расширение Вселенной?
Читаю сообщение Следственного комитета по Новосибирской области, продираясь сквозь нагромождения канцелярита: «…Возбуждено уголовное дело в отношении 58-летнего руководителя муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Новосибирск “Детско-юношеский центр "Планетарий"” по п. “в” ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки в виде денег в крупном размере за совершение незаконных действий). Следствием установлено, что летом 2015 года и осенью 2017 года в нарушение установленной процедуры передачи муниципального имущества, стоящего на балансе организации, руководитель указанного учреждения получил от физических лиц взятки в виде денег за сдачу в аренду видеоаппаратуры, светового и звукового оборудования сначала на расчетный счет подконтрольной организации, а затем лично в помещении “Планетария” на общую сумму свыше 190 тыс. рублей».
Получается, что за три года Сергей Масликов «похитил» у государства чуть меньше двухсот тысяч рублей, это примерно 5 тысяч рублей в месяц. И вот за это пожилого кандидата физико-математических наук, недавно перенесшего тяжелую операцию на сердце, помещают в СИЗО? Это при том, что мы знаем немало историй, когда люди, обвиняемые в многомиллионных взятках, оставались под домашним арестом или давали подписку о невыезде. У них имелись влиятельные поручители, были деньги на внесение залога и на крутых адвокатов. «Особо крупный взяточник» Сергей Масликов таких ресурсов не имеет.
— У нас обычная семья. Я работаю врачом на двух работах — основная и подработка. Дети школьного возраста… — рассказывает жена директора планетария Наталья, которая сейчас пытается найти хоть какие-то средства на оплату юридических услуг. — Да, у нас есть автомобиль, это Toyota Corolla 1995 года выпуска. Как-то не получалось ничего скопить...
Этот едва живой автомобиль знают в Новосибирске многие.
— Во время выездов в регионы области для проведения лекций, вечерних наблюдений, детских конкурсов, популяризирующих астрономию, Масликов всегда на полную использовал свои личные ресурсы — силы, знания, время, бензин. В его старом автомобиле успели попутешествовать многие любители астрономии, помогающие ему в таких мероприятиях, — говорит руководитель Новосибирского астрономического общества Антон Савельев.
Пока суд не доказал, что Масликов присваивал себе служебные деньги, зато многие охотно подтверждают, что он тратил свои средства на общественные нужды, что было весьма непросто, учитывая, что его зарплата — чуть больше 60 тысяч рублей.
— Например, в прошлом году надо было отвести двух школьников на астрономическую олимпиаду в Смоленск, — говорит дочь директора планетария Любовь. — Мэрия оплачивала дорогу только им, а ведь кто-то из взрослых должен был их сопровождать. Отец поехал на свои средства, а ребята, кстати, стали призерами!