Артем Попов: «Мама ученицы спросила: “А когда вы изобретете новые глаза для моей девочки?”»

24 февраля 2018, 00:00

Студенты из Таганрога придумали, как показать незрячим людям храм Василия Блаженного, Кремль, лица русских писателей и ученых, редких животных. «Трогательный музей» с тактильными экспонатами, распечатанными на 3D-принтере, уже гастролировал по стране — выставки прошли в Волгограде, Астрахани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Майкопе. Один из создателей музея Артем Попов рассказывает, как искать средства на благотворительные проекты для незрячих и почему табличек «экспонаты руками не трогать» должно быть меньше

Преактум ИТА ЮФУ/vk.com

Вы профессионально занимаетесь информационными технологиями. Как появилась идея создать тактильные экспонаты для незрячих?

Однажды я задумался, как используют компьютерные технологии люди с ограниченными возможностями. И у меня появилась идея — разработать компьютер, адаптированный для таких людей. Я познакомился с человеком, преподававшим информатику людям с нарушениями зрения. Сначала мне было интересно просто за всем этим наблюдать, а потом ко мне подошла мама одной из учениц и спросила меня: «А когда вы изобретете новые глаза для моей девочки?». Если честно, я  не нашёл, что ответить, но подумал, что можно было бы оцифровывать реальные предметы и делать их копии с помощью 3D печати. Вы заходите в любой музей и видите табличку «руками экспонаты не трогать», а к нашим экспонатам можно было бы прикасаться.

Где вы искали деньги для вашего проекта?

Мы запускали проект на boomstarter.ru , там собрали свои первые 50 000. Затем нас поддержал спонсор, у которого есть как раз свой завод по производству пластика для печати. Потом мы выиграли грант на форуме «Территория смыслов» и на «Тавриде».

Спонсор сам на вас вышел?

Как мы поняли, он был читателем одного из журналов о 3D печати, которые о нас писали, и решил нас поддержать. Сам связался и отправил нам материалы. 

Вот вы распечатали несколько фигур на 3D принтере, что дальше?

Можно оцифровывать экспонаты музеев, а можно найти в интернете уже существующие моделей — совсем не обязательно заново делать модель храма Василия Блаженного. Мы его просто скачали, распечатали. А вообще процесс происходит довольно таки стихийно, это некоммерческий проект, тут нет отлаженных схем. Раньше мы ориентировались на библиотеки для незрячих, а сейчас хотим пойти в школы. В библиотеках аудитория все-таки статична, а в школы каждый год приходят новые дети, и преподаватели могут использовать наши тактильные экспонаты, чтобы проводить уроки.

А вы уже пробовали работать со школьниками? Как учителя ведут уроки, используя экспонаты «Трогательного музея»?

У нас пока нет выстроенной методологии. Мы были в Майкопе в одной из школ — пришли туда с экспозицией, провели экскурсию, показали, как работает  оборудование для 3D печати. Представьте, что ребёнок трогает деталь и ощущает, как слой за слоем появляется модель. Мы также сделали очень крутой «трогательный» тур, который называется «Мир на кончиках пальцев». Посетили Краснодар, Астрахань, Волгоград, Ростов и другие регионы, которые были в зоне нашей доступности. Провели там целый ряд выставок, которые за день посещали более двухсот человек.

Были ли у вас какие-то серьёзные ошибки в процессе подготовки?

Да. В какой-то момент мы купили китайский 3D принтер и очень потом об этом пожалели. Они были дешевле, но работать с ними было невозможно. В этом плане скупой платит дважды: куда лучше купить высокоточное цифровое оборудование и потратиться, чем потом жалеть, купив больше, но хуже. 

Вам тогда пришлось новое оборудование покупать?

У нас не было на это денег, мы работали с чем могли, пока не появились новые ресурсы.

Все ваши выставки бесплатные?

Да, конечно. Я не понимаю как можно ещё и деньги брать с незрячих людей за посещение таких мероприятий. Разумеется, тут цель абсолютно иная. Я понимаю, как работают такие технологии, и мне нравится их применять в образовательной сфере.

У вас не было мысли монетизировать этот проект?

Есть много форматов, когда зрячих людей погружают в мир незрячих, когда слепые проводят экскурсии по городу, например. Я сейчас живу в Таганроге, вы должны понимать, что здесь тяжело реализовывать такие проекты. А тут желание привлечь внимание музейщиков к проблемам незрячих людей. Показать, что вот это стандартное «экспонаты руками не трогать» очень важно для многих, показать необходимость привлечения тактильной составляющей. Я вообще считаю, что это должно осуществляться в рамках какой-нибудь государственной программы.