Уринократия
Церемония вручения «Оскара» традиционно вызывает у российских СМИ не очень понятный интерес — про итоги «Ники» или «Кинотавра», например, наша пресса пишет далеко не с таким энтузиазмом. Впрочем, в последние пару лет этот ажиотаж объясняется присутствием в списке претендентов на статуэтку фильмов Звягинцева (он у нас сегодня вместо Тарковского). Но в этом году отечественные комментаторы итогов оказались в неприятном положении — рядом с «Нелюбовью», которую, ура, уже не считают «русофобским кино», в соседней номинации за лучший докфильм значилась картина Брайна Фогеля «Икар», предсказуемо получившая награду. Официозные СМИ в своих прогнозах предусмотрительно воздержались от обсуждения всей документальной номинации, лишив своих читателей самого интересного: ведь главный герой «Икара» — Григорий Родченков, директор российской антидопинговой лаборатории, мудро сбежавший в Америку и раскрывший «Нью-Йорк Таймс» все детали печально известной схемы манипуляций с мочой на Олимпийских играх в Сочи.
Сам Родченков, харизматичный мужик с горящими глазами, остается в доке Фогеля нераскрытым характером — фильм вообще затевался не как его портрет, а как расследование неэффективности антидопингового контроля в мире. Зато суть Олимпийских игр показана тут с предельной ясностью. Никто из собеседников Фогеля ни разу не обманывается насчет того, кто именно соревнуется на олимпийских стадионах — а это не столько спортсмены, сколько научные лаборатории. И преступление России в Сочи — это вовсе не сам факт использования стероидов и гормонов роста нашими спортсменами (что бы ни заявляло WADA), но нарушение именно негласных правил состязания. Прежде спортивные врачи состязались в искусстве разработки схем и препаратов, не оставляющих следов в организме, и прием атлетами стероидов всегда осуществлялся до собственно соревнований. В Сочи же, как утверждает Родченков, российские спортсмены впервые в истории продолжали принимать допинг и во время состязаний, а ученых подвинули мрачные персонажи Ле Карре, вывозившие банки с мочой через дырку в стене. Ну и отдельный повод для национальной гордости — нашим удалось взломать хитроумную систему специальных патентованных баночек для мочи, разрушающихся при попытке вскрытия (это открытие обессмысливает всю мировую антидопинговую систему мира). Гиперзвуковая ракета по сравнению с этим — просто семечки. В общем же чувства после просмотра «Икара» смешанные, как и вообще от русской жизни.
Леди Берд
Режиссер — Грета Гервиг
С 15 марта
Для людей, для романтиков
Непротивная драма взросления, режиссерский дебют Греты Гервиг, выросшей из звезды низкобюджетного мамблкора до номинантки на «Оскар» («Леди Берд» претендовала на награды в пяти номинациях). Кристин Макферсон (Сирша Ронан), девочка с розовыми волосами, называет себя придуманным именем Леди Берд и мечтает поступить в университет, чтобы навсегда удрать из провинции, от грустного быта. А пока ей приходится учиться в католическом колледже, сохнуть по мальчикам и выдавать себя за наследницу богатой фамилии. В общем, все как и положено в кино, снятом девочкой для девочек.
Тебя здесь никогда не было
Режиссер — Линн Рэмси
С 22 марта
Для любителей острых ощущений
Жесткий экшен-триллер, сюжетом напоминающий «Таксиста» Скорсезе, а исполнением — мрачный британский фильм ужасов вроде «Списка смертников» Бена Уитли. Джо (его играет Хоакин Феникс) — наемник-решала, с помощью одного лишь молотка и скотча устраняющий людей и проблемы. Отправившись на очередное задание — спасать несовершеннолетнюю дочь сенатора из элитного борделя, он попадает в трагический круговорот смертей и видимостей, галлюцинаций и запоздалых открытий.
Дикие предки
Режиссер — Ник Парк
С 22 марта
Для людей, для детей
Новый пластилиновый мультфильм великого Ника Парка, автора «Уоллеса и Громита». Вроде бы про конфликт цивилизаций (племя, живущее в каменном веке, переживает культурный шок от столкновения с цивилизацией бронзы и массовых шоу). Но на самом деле — о футболе, ведь о чем еще может быть народный британский мультфильм?
До свидания там, наверху
Режиссер — Альбер Дюпонтель
117 мин
Для людей
Дело происходит после Первой мировой. Два ветерана, один из которых обезображен донельзя и потому вынужден носить маску с черной гуттаперчей вместо рта (а также еще дюжину куда более изобретательных личин), намерены покорить веселый послевоенный Париж, продавая состоятельным господам антивоенные карикатуры (их рисует человек в маске). Параллельно в столице обустраивается подлый капитан Прадель, пославший друзей на верную гибель в последние дни войны. Рано или поздно враги должны встретиться.