Новости науки

10 марта 2018, 00:00
P. Saura
Рисунки, сделанные неандертальцами в испанской пещере Ла-Пасьега, — древнейшие известные рисунки человека. Согласно новой уран-ториевой датировке, возраст некоторых рисунков в пещерах Иберийского полуострова превышает 60 тысяч лет, а значит, они сделаны задолго до прихода сюда гомо сапиенс. До сих пор ученые спорили, были ли неандертальцы достаточно разумны, чтобы рисовать. Получается, были. При этом рисунки сделаны в глубине пещер, где нет естественного освещения, то есть их рисовали при свете костра или факелов.
Солнечная система

Почему солнце жадничает?

054_rusrep_05-2.jpg NASA
NASA

Солнечная вспышка - это взрыв на стыке солнечных пятен, при котором выделяются миллиарды мегатонн энергии, и часто от поверхности звезды отрывается вещество солнечной короны. Однако иногда Солнце жадничает, и отказывается делиться своим веществом с космосом. Разобраться, почему взрыв не всегда сопровождается выбросом массы, удалось группе французских астрофизиков. Пристально изучив вспышку, произошедшую в октябре 2014 года, они создали модель перестройки магнитного поля при солнечном взрыве. Оказалось, что линии магнитного поля могут скрутиться в жгуты, а могут построить своеобразную «клетку», которая не позволит веществу солнечной короны сбежать.

Виды

Внеземная жизнь на Земле

Энцелад, спутник Сатурна, – одно из главных мест в Солнечной системе, где ученые не потеряли надежду найти внеземную жизнь. Считается, что под его ледяной поверхностью скрывается океан, состоящий из воды и так называемого «углеводородного супа» - смеси органических веществ. Пожить в условиях Энцелада австрийские ученые предложили трем видам микробов (архей). Для этого они приготовили «суп», нагрели его до температуры 65- 80 C и варьировали давление от 2 до 90 бар. Выяснилось, что среди микроорганизмов нашелся крепкий орешек, способный существовать в этих нечеловеческих условиях: археи Methanothermococcus okinawensis росли даже при давлении в 50 раз больше, чем у поверхности Земли.

Группы

Боль разведу раками

054_rusrep_05-3.jpg  Pixabay
Pixabay

От ушибов и царапин есть верное средство: погладить, подуть, поцеловать - и станет легче. Причину чудодейственной силы прикосновений выяснили ученые из Университета Хайфы. В эксперименте исследовали 22 пары: на руке каждой женщины был закреплен нагревающийся датчик, который вызывал неприятные ощущения, а ее партнер сидел рядом и держал подругу за руку. Прикосновения близкого человека значительно облегчали боль у женщин, а мужчины могли точнее определить, насколько неприятно их возлюбленным. Когда ученые взглянули на энцефалограммы, оказалось, что при касании активность мозга влюбленных синхронизуется в мю-диапазоне. Эти ритмы связывают с работой зеркальных нейронов — групп клеток, обеспечивающих способность к сочувствию. Так что при прикосновениях близкие люди переходят на одну мю-волну - это позволяет им лучше чувствовать друг друга и меньше ощущать боль.

Организмы

Невнимательные слоны и коровы-пессимисты

054_rusrep_05-4.jpg  Pixabay
Pixabay

Среди коров встречаются оптимисты и пессимисты: первые в новых условиях проявляют любопытство, а вторые - недоверие. Выяснить это удалось канадским зоологам. В эксперименте 22 телятам предлагалась бутылочка молока, которую устанавливали на разном расстоянии от воздушной пушки. Телята-пессимисты всегда ожидали худшего: что в новом месте рядом с угощением их непременно ждет удар струей воздуха. Оптимисты же подходили к бутылке, даже если она находилась близко к пушке. А ученые из Финляндии нашли различия в характере у азиатских слонов. В течение трех лет они опрашивали погонщиков на лесозаготовках в Мьянме, где слоны помогают носить бревна. Оказалось, у слонов можно выделить три главных черты характера: дружелюбие, агрессивность и внимательность.

Источники: (1) Amari et. al//Nature, 7 Feb 2018; (2) Taubner et. al//Nature communications, 27 Feb 2018; (3) Goldstein et. al//PNAS, 26 Feb 2018;(4) Seltmann et al.// Royal society open science, Feb 2018, Lecorps et al.//Scientific Reports, Jan 2018.

комментарий

«Именно то, что нужно в полёте на Марс!»

Александр Шаенко – инженер, основатель сообщества «Твой сектор космоса»

Александр Шаенко, инженер, основатель сообщества «Твой сектор космоса» 054_rusrep_05-1.jpg из личного архива Александра Шаенко
Александр Шаенко, инженер, основатель сообщества «Твой сектор космоса»
из личного архива Александра Шаенко

1 марта сообщество «Твой сектор космоса» представило устройство «435nm» - прототип фотобиореактора, позволяющего производить кислород с помощью одноклеточных водорослей.

«Одна из проблем, препятствующих освоению космоса – отсутствие надежных и эффективных систем жизнеобеспечения, позволяющих человеку неограниченно долго жить за пределами Земли. Мы создаем фотобиореактор, который будет главным компонентом искусственной биосферы. В нем будет вырабатываться чистый воздух, питьевая вода и пища для космонавтов.

Фотобиореактор – устройство для выращивания хлореллы, микроскопических зелёных водорослей, которые, как и все растения, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Это именно то, что нужно в полёте на Марс! Если везти с собой кислород с Земли, то его нужно целых три тонны на шестерых на полтора года. Кроме того, водоросли можно использовать в пищу и для очистки воды на межпланетном корабле или марсианской станции, и так выиграть суммарно до 60 тонн массы. С помощью фотобиореактора будет возможно замкнуть круговорот воздуха, воды и пищи на межпланетных кораблях и планетарных базах. Без него практически невозможны освоение Луны, Марса и других планет.

В качестве основы взяли созданный в Институте медико-биологических проблем РАН реактор “Сирень” и добавили к нему свои наработки. Мы планируем испытать фотобиореактор на человеке – в эксперименте буду участвовать я сам. Затем мы испытаем устройство в космосе - на микроспутнике, где вместо пассажиров будут аэробные микроорганизмы. А дальнейшие планы – внедрение  «435nm» на МКС и на международную окололунную станцию Deep Space Gateway».

цифра

055_rusrep_05-1.jpg
 прошло от Большого взрыва до появления первых звезд, выяснила международная группа ученых с помощью наблюдений за радиоизлучением линии нейтрального водорода. Астрономы называют это время «темными веками Вселенной». Раньше считалось, что они длились гораздо дольше – почти полмиллиарда лет.

схема

Зачем мы запускаем ракеты в космос

Из презентации к докладу, прочитанному 21 февраля на заседании Секции ракетно–космической отрасли Совета по законодательному обеспечению оборонно–промышленного комплекса и военно–технического сотрудничества при Совете Федерации, мы узнали про основные цели космических запусков в России в 2017-м году.

055_rusrep_05-2.jpg