Владислав Ракинцев: «90% школьников не готовы идти в больницы — начнется балаган»

Анна Рыжкова
24 марта 2018, 00:00

Межрегиональная олимпиада «Путь в медицину» помогает школьникам более осознанно подойти к выбору медицинского образования. На очном этапе дети уже проводят сердечно-легочную реанимацию, останавливают кровотечение, оказывают первую помощь при переломах — пусть пока только на манекенах. «Путь в медицину» уже несколько лет стремится попасть в перечень олимпиад Минобрнауки и давать победителям льготы при поступлении в вузы. Один из организаторов олимпиады, врач Владислав Ракинцев рассказывает, почему 120 часов практики в больнице — это немного для школьника и когда дети начинают понимать, что работа врача не похожа на сериал «Доктор Хаус»

из личного архива Владислава Ракинцева

Школьники, которые участвуют в вашей олимпиаде, — это потенциальные абитуриенты медицинских вузов? У них должна быть особая подготовка?

Изначально планировалось, что «Путь в медицину» будет отборочным этапом для поступления на медицинское отделение «Летней школы», свободного образовательного проекта. Мы хотели привлечь талантливых школьников с периферии, которые чего-то хотят и уже что-то могут. Наша цель — мотивировать ребят заниматься наукой и выбирать медицину осознанно. Олимпиада довольно широко распространяется по регионам, поэтому это могут быть школьники с любой подготовкой, которые справились с заочным туром и приехали к нам. Победители второго тура без конкурса попадают на медицинское отделение Летней школы.

На очном туре есть практические задания?

Конечно. Он делится на два этапа: на теоретическом дети получают билеты с задачами, а на практическом уже показывают свои умения. Дети должны правильно оценить ситуацию, которая им предлагается в задаче, и показать на манекене, как бы они помогли человеку в реальной жизни. Это сердечно-легочная реанимация, остановка кровотечения, какие-то манипуляции с ранами и переломами.

Но ведь этому в школе не учат? Они должны как-то сами готовиться?

Подробно это в школе, конечно, не проходят. Но у всех ведь есть уроки ОБЖ, где, как подразумевается, детям должны это все показать. Члены жюри независимо друг от друга выставляют баллы, основываясь на том, насколько точно было выполнено задание.

Почему именно абитуриентам медвузов важно заранее познакомиться с профессией?

Потому что обучаться медицине очень долго. На это уйдет лет восемь-десять, в то время как для многих других специальностей четырех лет зачастую достаточно. Приходится тратить много времени, поэтому важно вовремя определиться, чтобы потом не жалеть. Часто бывает, что весь путь уже пройден, а человек вдруг понял, что занимается не своим делом. Плохо, когда электрику не нравится его работа и он, может быть, не очень качественно ее выполняет. Но еще хуже, когда нечто подобное происходит у врачей.

А с чем чаще всего связаны разочарования?

Во-первых, действительно очень сложно учиться. Во-вторых, когда студент уже оказывается в больнице, оказывается, это не просто детектив, как в сериале «Доктор Хаус», а довольно кропотливая работа, в том числе и ведение документации в большом объеме.

Вы уже несколько лет добиваетесь того, чтобы олимпиада попала в перечень олимпиад Минобрнауки и давала льготы при поступлении.

Пока в перечень мы опять не включены, хотя это по-прежнему в наших планах. Здесь есть некоторые организационные сложности, потому что олимпиада — это ветвь образовательного проекта Летней школы, и за нами никакой вуз не стоит. Грубо говоря, у нас нет «крыши». Как только она появится, все получится.

Сейчас школьники могут стать волонтерами в больнице, чтобы там получить опыт. Как вы считаете, с какого возраста ребенка может пускать в клинику?

У всех по-разному, хотя, мне кажется, примерно с 14 лет какая-то осознанность появляется. Получил паспорт — можно идти, но под чьим-то наблюдением и контролем. Наблюдая, погружаешься в профессию гораздо быстрее. Не случайно раньше медицинская профессия была ремеслом, которое передавалось из поколения в поколение. Есть семьи, где многие поколения успешно работают врачами — наверное, это неспроста. Но говорить, что сейчас стоит брать все медицинские классы и вести на практику в больницу, я не могу. Я периодически читаю лекции в медицинских профориентированных классах и вижу, что 90% детей совершенно не готовы идти в больницу — начнется балаган. Некоторые дети идут в медицинские классы потому, что так за них решили родители.

Была инициатива, согласно которой школьники-волонтеры, которые отработают 120 часов в больнице, смогут получить преимущества при поступлении в медицинские вузы. Как вы считаете, этого достаточно?

Ну как же это? Школьники ведь в первую очередь соревнуются в своей подготовленности, показывают свой интеллектуальный уровень. Увязывать это с добровольной работой, на мой взгляд, не совсем логично. Там, конечно, небольшие баллы дают, но, на мой взгляд, привлекать к волонтерству дополнительными баллами неправильно: речь ведь идет именно о добровольной деятельности.