1. Во время проведения Салона многочисленные иностранные СМИ выходили под громкими заголовками: «Президент Франции Макрон проигнорировал российский стенд». Почему он не пришел?
Мне не представилось возможности задать ему этот вопрос. Поэтому точного ответа от меня не будет.
Традиционно президент Франции посещает Салон в день открытия. В ХХ веке практически все президенты Франции так или иначе были связаны с литературой. Жорж Помпиду был по первому образованию литературовед, преподаватель словесности, ценитель искусств. Он составил и откомментировал «Антологию французской поэзии». Она вышла более 50 лет назад и переиздается по сию пору. Валери Жискар д’Эстен написал роман и был членом Французской Академии, институции, цель которой — изучение языка и литературы. Франсуа Миттерана в отрочестве опекал лауреат Нобелевской премии, писатель Франсуа Мориак. А два года назад вышли письма Миттерана к любимой женщине, которые поразили литературоведов и критиков богатством языка, утонченностью стиля и глубиной чувств. Жак Ширак сделал свою версию перевода романа Александра Пушкина «Евгений Онегин». Супруга нынешнего хозяина Елисейского дворца — преподаватель французского языка и литературы; тоже неплохо!
Непосещение стенда почетного гостя книжного салона, России, может быть, и станет мелким фактом биографии Эммануэля Макрона, но уж точно никак не отразится на русской литературе. Посмотрим, как говорится, истина — дочь времени… Многие французы из приходивших на российский стенд в частных беседах с нами извинялись за, скажем так, неловкую ситуацию.
2. Салон книги во Франции — что это за событие и насколько оно важно для французов?
Французы воспринимают Салон как праздник. Был день, когда школы Парижа и окрестностей организованно, автобусами привезли учащихся для общения с книгой. Такое надо выдержать!
Россия представила яркую экспозицию и разнообразную программу, участвовало более 40 писателей и более ста издательств.
3. Почему именно Россия со своими писателями стала почетным гостем?
Хотела бы напомнить: 2018 год объявлен двусторонним Годом литературы и языка в России и Франции. Московская книжная ярмарка также гостеприимно откроет свои двери для французской книги.
4. Как простые французы отнеслись к российскому стенду? Они его не игнорировали?
Надо сказать, вся программа русских писателей прошла при полном аншлаге. Говорю так не потому, что участвовала в создании этой программы, — многочисленная французская пресса и отклики профессионалов тому подтверждение.
5. Играет ли литература какую-то особую роль во времена дипломатических скандалов и информационных войн?
Мне кажется, для многих становится ясно, что в этом безумном, безумном море политики надо создавать острова обитания разума. Один из самых доступных таких островов — мировая литература.
6. Какую роль в этом играют толстые литературные журналы? Знают ли в Европе о них?
«Октябрь» всегда открыт для русскоязычных авторов, где бы они ни жили. И не только русскоязычных. «Октябрь» участвовал в путешествии французских писателей по Енисею, а затем опубликовал произведения — отклики французских авторов на это поистине легендарное путешествие. Известно, что с давних пор Россия для Франции — особое, полуфантастическое пространство, на котором могут произойти самые невероятные приключения.
Жюль Габриэль Верн не смог совершить путешествие по России, но создал свое лучшее, по мнению Тургенева, произведение «Михаил Строгов» о необыкновенном путешествии в Иркутск. Теперь французские писатели не только по Енисею прошли, но и на поезде от Москвы до Владивостока проехали.
Ну а русские авторы, которые публикуются в «Октябре», практически все представлены на Книжных ярмарках не только в Париже, но и во всем мире.
7. Государство поддерживает толстые журналы?
Крайне скромными субсидиями, но система для творческих организаций так коряво организована, что слезами обольешься не раз и не два, пока получишь и отчитаешься. Литература вообще выведена из круга информационного интереса... Николай Гоголь писал, что журнальная литература — эта свежая, чуткая литература — есть верный представитель мнений целой эпохи, мнений, которые без нее исчезли бы безгласно. По-моему, актуально!
Самые продаваемые книги русского стенда
Лидер:
«История старой квартиры»
Иллюстрированная история одной московский квартиры за сто лет в прекрасных детальных рисунках Анны Десницкой.
Авторы бестселлеров:
Людмила Улицкая, «Сонечка», «Лестница Якова»
Захар Прилепин, «Ботинки, полные горячей водки», «Обитель»
Андрей Геласимов, «Жажда»
Марина Степнова, «Женщины Лазаря»
Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»
Дмитрий Глуховский, «Метро 2033», «Сумерки»
Яна Вагнер, «Вонгозеро», «Живые люди»