Режиссер без головы
Хасан Касмаи, кинорежиссер из Тегерана, очень переживает: в городе вовсю орудует маньяк-киноман, отрезающий головы звездам иранской режиссуры (недавно вот под нож пошел друг Хасана, режиссер Хагиги), а вот до самого Касмаи очередь никак не дойдет. Как будто он никому и не нужен. Что ж, Касмаи и правда уже давно выпал из актуальной повестки и был включен в негласный черный список два года назад, после того как снял трэш-шедевр «Рандеву на бойне». Его звезда (и любовница) хочет уйти к другому режиссеру. Полиция задерживает его на два дня, подозревая в нем убийцу, а потом все отрицает. Между тем вирусное видео с Касмаи, только что вброшенное в соцсети, вызывает вал гневных комментариев. Власти не дают работать, в задержание никто не верит, общественный интернет-совет осуждает — в общем, репутация Касмаи ни к черту. А как с этим жить, если тебя ко всему прочему не хотят убивать?
Грузный, неряшливый язвительный, в старомодных рокерских майках на толстом пузе и плакатом AC/DC в спальне, обиженный на весь мир Хасан похож на состарившегося младенца — и все женщины, которые его окружают, от дочери до любовницы (первая комическая роль Лейлы Хатами) нянчатся с ним как с дитятей. «Не плачь, сынок, киллер откладывает тебя под конец, как самое вкусненькое», — утешает режиссера мама.
Эклектичный и ернический, делающий вид, что он не социальная, а абсурдная комедия, новый фильм Мани Хагиги (да-да, это его убивает киллер в самом начале «Свиньи»!) — довольно точный слепок иранских реалий, где все нельзя и в то же время почти все можно. Школьницы с покрытыми головами энергично постят в официально запрещенный Инстаграм. Моральные устои давно разрушены. У власти идиоты. Творческая интеллигенция... вглядитесь в это небритое лицо. Социальное напряжение и тотальный абсурд прорываются в эксцентричных фантазиях героя, где он солирует на гитаре в рок-группе, укомплектованной певичками в костюмах тараканов (их Хасан недавно снимал в рекламе дихлофоса). Впрочем, на полный метр критической иронии Хагиги явно не хватает, и, набросав точными штрихами портрет горе-диссидента, он вдруг бросается яростно бичевать социальные медиа, превратившиеся в нечто пострашнее отрядов Стражей Революции — словно предвидя волну осуждений своего фильма в иранском Фейсбуке.
Турецкое седло
Режиссер — Юсуп Разыков
С 12 апреля
76 мин
Для интеллектуалов
Постсоветская по духу драма: влюбившись в бесплотное сопрано соседки сверху, ветеран госбезопасности, убежденный гомофоб, убивает из отвращения ее приятеля-гея — чтобы убедиться на следующий день в том, что голос-фетиш принадлежал покойному контр-тенору. Столь смелый ход мэтра российской телеиндустрии (Разыков написал сценарии к куче мыльных опер) становится хорошо понятен, если взглянуть на его киноработы: Разыков — единственный наш автор, снявший фильм о гибели «Курска» — отнюдь не агитационный «Стыд».
Тренер
Режиссер — Данила Козловский
С 19 апреля
138 мин
Для людей
Помните успех «Легенды № 17»? Теперь сыгравший Харламова Данила Козловский сам становится тренером во всех смыслах. В своем собственном фильме он играет футболиста Столешникова, раньше времени отправленного на пенсию, тренировать провинциальную команду (дело происходит уже не в СССР, а в РФ). Но русские спортсмены не сдаются — особенно когда за их спиной заградотрядом стоит сценарист Андрей Золотарев, специалист по неосоветским историям упорства.
Вествуд: панк, икона, активист
Режиссер — Лорна Такер
С 19 апреля
83 мин
Для людей, для интеллектуалов
Хорошая документалка про женщину, ставшую национальным английским достоянием. Старушка Вивьен Вествуд сидит перед камерой в драном платье (рядом — умопомрачительный букет в муранской вазе) и ворчит на режиссера: «вы спрашиваете меня не о том!». Этот уморительный монолог перебивается хроникой 1970-х и 2010-х, интервью с членами семьи и команды.
Опасный бизнес
Режиссер — Нэш Эдгертон
С 19 апреля
110 мин
Для людей
Вроде бы стандартный экшен-триллер: сотрудник американской фирмы Гарольд (Дэвид Ойелоуо) во время мексиканской командровки инсценирует собственное похищение, чтобы получить положенную по контракту страховку от неприятностей — но вместо этого оказывается в реальном плену у мексиканского наркокартеля. Почему? Да потому что мексиканцы тоже хотят поучаствовать в экзотическом проекте века, который задумала фирма Гарольда — производстве таблетированной медицинской марихуаны.