Круговорот России в природе

Игорь Найденов
7 апреля 2018, 00:00

Лучший пророк будущего — это прошлое

«В Бологом, на линии Николаевской железной дороги, произошла душу раздирающая катастрофа: в местном кинематографе во время представления вспыхнул пожар. Пламя быстро охватило ветхое деревянное здание, и в огне погибло 64 человека, в числе которых 21 взрослый, а остальные — дети.

Эта страшная катастрофа произошла, как говорят, так: раскаленная меловая игла, служившая источником освещения, прикоснулась во время сеанса к целлулоидной фильме (лента с картинами). Лента вспыхнула, а вслед затем последовал взрыв двух бутылей с бензином и водородом. Удушливые газы, густой дым и быстро распространившееся пламя охватили зрителей. К довершению всего, выбраться из охваченной огнем залы оказалось крайне трудно: окна были закрыты ставнями и завинчены болтами. Единственная дверь была на одну половинку закрыта и открывалась внутрь залы. Дальнейший путь наружу проходил по узкому и извилистому коридору. Короче говоря, как будто все было устроено нарочно для того, чтобы погубить такую массу народа...

Трагические сцены, разыгравшиеся во время катастрофы, не поддаются описанию. Дети гибли вместе с родителями. Погибли целые семьи. В других семьях погибли дети, а родители, на их горе, остались живы... Было несколько случаев помешательства... Было также немало случаев редкого героизма: один мелкий железнодорожный служащий спас несколько человек детей. Затем бросился еще раз в огонь — и на этот раз погиб. Десятилетний мальчик благополучно вырвался одним из первых из ужасного пекла, но вспомнил о родителях и маленьких братьях и сестрах, оставшихся в зале, и бросился к ним на помощь. И тоже погиб. Бросались на помощь погибающим люди с улицы, не причастные катастрофе — и погибали...

Пожар случился под вечер. К ночи уже стали вытаскивать из пожарища обгорелые трупы. И ночью же была отслужена первая панихида в местной церкви по жертвам катастрофы. И не было ни одного человека во всем Бологом, кто смог бы без слез перенести зрелище этой ночной панихиды, на которой рыдали все — и священник, и присутствующие.

Бологое было повергнуто в глубокий траур. Не хватило гробов для больших и маленьких жертв катастрофы; гробы были выписаны из окрестных местностей. Вся церковь была уставлена гробами. И главным образом это были маленькие детские гробики. Отпевание и похороны сопровождались сценами потрясающего трагизма...

Как сказано, погибли целые семьи, целые дома. Некоторые магазины и заведения стоят теперь опечатанными: погибли все их жильцы и хозяева...

Погиб в огне и виновник катастрофы — антрепренер кинематографа, московский артист, Давыдов, очень популярный и любимый в Бологом...

Бологовское несчастие вызвало переполох во всех городах, где имеются кинематографы, и теперь всюду принимаются меры к устранению подобных катастроф и устраиваются экстренные осмотры этих своеобразных театриков. Осмотры эти показали множество упущений и небрежностей даже в петербургских кинематографах, и в них тоже легко могла разыграться такая же катастрофа, как и в Бологом...»

Так писала «Нива», популярный еженедельный журнал для семейного чтения в выпуске № 11 от 1911 года о пожаре в Бологовском кинематографе — трагедии, произошедшей в Прощеное воскресенье в селе Бологое Новгородской губернии, ныне это город Тверской области.

Заметка была проиллюстрирована двумя фотографиями, сопровождаемыми подписями: «Вынос тел сгоревшей семьи подрядчика Мельникова» и «Обугленные трупы 9 человек в часовне при железнодорожной больнице».

Надо заметить, что пожар произошел в особняке, где располагался клуб Бологовского вольно-пожарного общества. А само здание сдавалось в аренду одному бологовскому купцу для использования в качестве кинотеатра. В день пожара перед киносеансом анонсировалось выступление известного московского актера Давыдова, что вызвало ажиотажный спрос на билеты, которые продавали не только на сидячие места, но и на вход — то есть на стоячие. Всего в зале было порядка 150 человек, большинство из которых стали жертвами трагедии.

Здание клуба сгорело полностью. После пожара в больницах люди умирали от ожогов. В общей сложности катастрофа унесла жизни 101 человека.

Это событие широко освещалось в прессе, публикациями о пожаре отметились многие газеты и журналы Российской империи. Например, газета «Биржевые ведомости» опубликовала план помещения — классического лабиринта, каковым стала дорожка из зрительного зала мимо буфета, кассы и гардероба, через темный чулан к выходу.

На место трагедии выезжал «отец русского фоторепортажа» Карл Булла. Снимки пожарища печатались в журнале «Огонек», а также выпускались в виде почтовых открыток.

Позже было решено в память о погибших поставить на месте трагедии часовню. Инициатором стали подрядчик железнодорожных работ С. Мельников, семья которого полностью сгорела, и железнодорожный инженер М. Ляхов, потерявший дочь и свояченицу. В одном из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга хранится дело № 236. Называется оно так: «Дело о разрешении хозяйственным управлением при Синоде составления проекта на постройку каменной церкви в селе Бологое близ станции Николаевской железной дороги на месте кинематографа, сгоревшего 20 февраля 1911 года».

Поминальная часовня — ротонда строилась на средства местных жителей. В 1912 году, в годовщину трагедии, была освящена, сохранилась по сей день.

Во время субботников, да и в обычные дни простые бологовцы убирают территорию вокруг. Раз в неделю там проводит службу настоятель местного Троицкого храма отец Василий. Если заглянуть на его проповедь, то можно узнать, что все беды России — от большевиков. Он предупреждает, что если власть публично не осудит преступления коммунистов против своего народа и церкви, то трагедии, подобные бологовской, будут происходить снова и снова.