Новости науки

7 апреля 2018, 00:00
Сергей Рязанский/РОСКОСМОС
Ночные города похожи на звездный дождь, когда пролетаешь над ними со скоростью 28 000 км/ч. Фотография сделана космонавтом Сергеем Рязанским с выдержкой в 15 секунд, за это время Международная космическая станция пролетела 120 км. С Днем космонавтики!
Планета

Вода старше Луны

056_rusrep_07-4.jpg Pixabay
Pixabay

Согласно главной теории происхождения Луны, она образовалась из обломков, возникших в результате столкновения протопланеты размером с Марс и протопланетной Земли. Сравнивая изотопы кислорода в земных и лунных породах, ученые из Великобритании, Франции и США подтвердили, что Луна сформировалась из материала, выброшенного с Земли в результате столкновения, и выяснили, что большая часть воды уже была на Земле к этому моменту. Получается, неверной оказалась самая популярная версия о происхождении воды на Земле, согласно которой большая часть воды была доставлена на нашу планету с астероидами и кометами.

Континенты

Сахара быстро растет

056_rusrep_07-3.jpg Pixabay
Pixabay

Климатологи из американского Университета Мэрилэнда проанализировали данные об атмосферных осадках и температуре воздуха у поверхности в Африке на протяжении ХХ века и выяснили, что глобальное потепление не обошло стороной и крупнейшую пустыню мира. Сахара поглощает все новые Земли — оказалось, за столетие она завоевала огромную территорию в 700 000 квадратных километров (это вдвое больше, чем площадь Германии). Гигантская пустыня выросла на целых 10%, особенно вдоль южных границ.

Группы

Приветом жги сердца людей

То, что мы встречаем людей по одежке — лишь часть правды: немалую роль играет интонация, с которой человек приветствует вас. По одному слову мы способны считывать важнейшие характеристики незнакомца — его уверенность в себе, решительность и надежность, добрые намерения. Как показали опыты французских ученых, мы делаем выводы об этих характеристиках незнакомца по устойчивым интонационным «рисункам», не зависящим от пола и прочих характеристик человека. Специально разработанная учеными программа создавала тысячи вариантов произношения приветствия bonjour с разной интонацией, а испытуемые слушали и оценивали черты говорящего. Оказалось, что зарекомендовать себя преисполненным решимости поможет нисходящая интонация с акцентом на втором слоге, а внушить доверие — резко восходящая в конце слова.

Органы

Математики и хруст костяшек

056_rusrep_07-2.jpg Pixabay
Pixabay

Уже 60 лет ученые решают, казалось бы, простой вопрос: почему мы хрустим и щелкаем суставами пальцев. Исследования показали, что источник звука — пузырьки, образующиеся в суставной жидкости. Гадали только, что именно происходит с ними: мы слышим, как пузырьки лопаются или, наоборот, образуются? Поставить точку в этом споре решили двое исследователей из США и Франции. С помощью математической модели они выявили схожесть параметров звука хруста (его громкости и частоты) со звуком лопания пузырька, уже находящегося в суставной жидкости, а не образования его там при растягивании сустава. Признает ли научное сообщество это решение окончательным?

Источники: (1) Richard C. Greenwood et al. // Science Advances, March 2018; (2) Thomas N., Nigama S. //Journal of Climate, March 2018; (3) Emmanuel Ponsot et al. // PNAS, March 2018; (4) Chandran Suja et al. // Scientific Reports, March 2018.

комментарий

«Мы решили подойти к хиромантии научно»

Александр Кузнецов, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН 056_rusrep_07-1.jpg

Биологи МГУ и Палеонтологического института РАН Мэллин Новикова и Александр Кузнецов изучали, как эволюционировали хватательные способности руки приматов. Понять, какие группы пальцев у приматов действуют вместе, ученым помогло исследование линий на ладонях южноамериканских обезьян.

Александр Кузнецов, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН

Эти линии — древний предмет изучения хиромантов, которые по их узору «предрекают будущее» доверчивых людей. Мы решили подойти к хиромантии научно и изучили ладонные линии (жизни, судьбы, сердца, головы) как внешние маркеры функциональных взаимосвязей между пальцами и как маркеры эволюции хватательной функции. Они почему-то ускользнули от внимания других исследователей обезьян, так что этот лакомый кусочек лежал для нас прямо на поверхности — я имею в виду поверхность ладони обезьян. Так мы расширили поле применения хиромантии с человека на всех приматов — вот только читаем мы по линиям руки не будущее обезьяны, а как именно она хватает объекты.

Оказалось, что благодаря линиям можно прочесть разветвленный эволюционный сценарий, по которому происходило совершенствование хватательной функции. К примеру, «линия жизни», связанная с обособлением большого пальца, — самая древняя, она есть у всех обезьян. Идущая вдоль ладони «линия судьбы» тоже появилась в самом начале формирования обезьяньей ладони. Позже, из-за развития функции силового прижимания объектов к ладони тремя или четырьмя пальцами, стали формироваться поперечные линии. Так, «линия сердца» появилась у южноамериканских обезьян и человека независимо друг от друга, а вот «линия головы» есть только у человека.

схема

Исследуешь — публикуйся

Российские ученые стали чаще публиковаться. В 2013 году мы занимали 15-е место в общемировом рейтинге по числу научных публикаций, выдавая 2,08% от общего числа научных публикаций в мире. А в 2016-м передвинулись на 14-е место, обогнав Нидерланды, но сильно уступая Бразилии.

057_rusrep_07-2.jpg

Источник: доклад «Российская наука в цифрах», ВШЭ, 2018.

цифра

057_rusrep_07-1.jpg
низкоорбитальных космических аппаратов выведет на орбиту компания SpaceX к 2027 году. Заявка компании Илона Маска недавно была одобрена Федеральной комиссией по связи США. Это спутники для глобальной сети Starlink, с помощью которой можно будет подключиться к широкополосному интернету из любой точки мира без дополнительных провайдеров. А для полной реализации проекта Маск намерен вывести на орбиту 12 тысяч спутников.