Призраки прошлого

Олеся Остапчук
7 апреля 2018, 00:00

В центре Москвы в усадьбе поручика Александра Поливанова играют иммерсивный спектакль «Дом 19/07». Вся выручка от спектакля идет на оплату государственной аренды и содержание особняка, а также на восстановление флигеля, который был когда-то рядом с Домом. «РР» поговорил с президентом фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия и продюсером проекта Натальей Залюбовской о культурной ценности особняка, «жителях» Дома и нумерологии в судьбе проекта

из личного архива Натальи Залюбовской

Почему вы выбрали имеено иммерсивный жанр? Это дань популярности формата?

Главным аргументом при выборе формата постановки стал сам Дом – городская усадьба А.К. Поливанова XIX века. Интерьеры, атмосфера, фасад, архитектура, расположение комнат – все это вдохновляло нас и наше воображение. Когда окончилась реставрация, мы решили сделать в усадьбе театрально-зрелищную площадку. На наш взгляд, такое современное использование памятника архитектуры максимально полно выполняет те задачи, которые ставит перед собой наш Фонд – не только сохранить само здание, но и делать так, что оно продолжало жить. Оригинальный сценарий, музыка, театральный свет, звук, спецэффекты, иллюзия – все это создает мистический антураж  и погружает зрителя в атмосферу начала прошлого столетия.

Особняк часто горел и был в аварийном состоянии. Многое удалось восстановить?

Восстановление особняка – достаточно долгий и трудоемкий процесс, требующий работы не только мастеров-реставраторов, но и историков, юристов, экспертов и т.д.  Дом за всю свою историю, особенно после расселения послевоенных коммуналок, менял собственников и арендаторов, и, как следствие этих постоянных перемен, находился без надзора. Были пожары, было забвение, было тотальное разрушение. Благодаря архивам, историко-культурной экспертизе, золотым рукам мастеров, инвесторам и слаженной работе строителей,  главному дому городской усадьбы А.К. Поливанова вернули исторический вид.  И фасад Дома, и интерьеры по-прежнему входят в предмет охраны. Поэтому мы не можем менять цветовую гамму памятника культуры, делать перепланировку и т.д.

В анонсе спектакля сказано, что сценарий постановки был написан в доме. Какая атмосфера была в особняке на тот момент?

В Доме всегда царит особенная атмосфера. Не зря мы обращаем внимание наших гостей на то, что именно Дом выбрал их. В любом старом Доме есть истинные хозяева – призраки тех людей, что жили здесь когда-то. Наш Дом – светлый, несмотря на драматичный сюжет. Именно это способствовало выбору финального сценария, по которому пошла работа. Какая была атмосфера? Прозвучит банально, но эмоциональный взрыв и катарсис не миновали и нас. Тонкие нити электрического напряжения связывают весь процесс невидимой нитью - по нервному накалу каждый спектакль для нас как первый.

А были какие-то мистические ситуации?

Конечно! В основе нашего сюжета лежит арбатская легенда о Призраке Белой Дамы, живущей в нашем особняке. Она не покидает Дом. Рано утром можно услышать, как она поет в одной из комнат на верхнем этаже особняка, очень часто мы теряем вещи, всегда оставляем ей угощения, во время фотосъемок у нас случаются очень необычные кадры… Присутствие нашей Белой Дамы иногда ощущается даже физически. Но Дама очень любит гостей!

Остальные герои тоже имеют прототипы?

Сразу хочу сказать, что мы намеренно не брали за основу истории, основанные на реальных событиях. Может быть, это будет в следующих сериях. По сюжету все герои, которые «проживают» в спектакле, это призраки. Только одна девушка живая и живет в 2018 году. Остальные - из 1907 года. Почему именно этот год, почему именно эта девушка с ними общается, и кем они друг другу приходятся, - это как раз история, разбитая на три части, три маски. Если зритель увидит все три маски, то он узнает все детали общей истории главных героев. Театр полного погружения заставляет гостей Дома следовать его правилам. При этом в спектакле общая завязка событий – свадьба дочери хозяина усадьбы, с традиционными для 1907 года угощениями, и общий для всех гостей финал.

Что вы хотите донести до зрителя?

У нас очень трогательная финальная сцена. Зрители обычно плачут, причем, и женщины, и мужчины. Мы хотим сказать, что, несмотря на преграды и сложности в жизни, волшебство случается. Надо просто верить. В финале ощущение разбитого сердца сменяется ощущением, что любовь и добро побеждают. И никакая мистика не может помешать любви.

В спектакле много цифр: название, время, определенное количество артистов и зрителей. Зачем?

Нумерология всегда сопутствовала мистике. И, когда мы задумывали спектакль, цифры были во всем. У нас есть часы, которые ведут обратный отсчет, календари, деньги, карты. Деньги 1907 года, определенное количество пачек, ими оперирует один из героев. Цифры – это ход времени для нас, и в спектакле об этом постоянно напоминают. С одной стороны, ты смотришь спектакль и не следишь за временем, а с другой все напоминает о том, что время быстро уходит.