Cancer. Confession. Control. — это всероссийский проект. Что нужно было сделать, чтобы акция «Красота сильнее рака» появилась в Архангельске?
Мой муж прочитал в интернете о проекте, который создали девушки, пережившие рак, Яна Голант и Снежана Жаворонкова, и предложил поучаствовать. Я ведь сама работаю визажистом, и мне вся эта кухня (проведение фотосессий) знакома. Мы делаем коммерческие проекты: есть коллеги-парикмахеры, стилисты, фотографы, которых я хорошо знаю. Все упиралось в аренду фотостудии, но в итоге нас и фотостудия поддержала — таким образом, мы приняли эстафету. Участниц на тот момент было три, потом одна женщина отказалась. Провели для них фотосессию, придумали образы, а идея организовать выставку пришла позже: на это требуются время и средства. Первая открылась в Санкт-Петербурге, потом в Перми и в Москве, мы стали четвертыми. В Москве открытие выставки приурочили к Международному дню больных раком — 4 февраля. Там же состоялась презентация документального фильма «Выбор — жизнь». Я видела реакцию людей на него и была рада, что посмотрела его дома, иначе, как и все остальные, тоже бы там рыдала.
Как вы искали помещение для выставки?
Этим занимался мой муж, транспортные расходы на себя взяли спонсоры. Мы просто звонили в музеи и предлагали к нам присоединиться. Но откликаются, конечно, не все — в прошлом году некоторые салоны, которые участвуют иногда в коммерческих фотосессиях, не стали с нами сотрудничать.
А как они объясняли свой отказ?
Никак, я просто разослала информацию об акции, но нам не ответили. Все равно мы нашли салон, который предоставил прекрасные платья и помог создать подходящие образы. Уже прошли примерки, а на 9 апреля запланирован второй этап. У нас пока четыре героини, с разными диагнозами, на разных стадиях лечения. Одна только прошла лечение, другая уже несколько лет находится в стадии ремиссии, третья недавно совсем узнала о диагнозе, и она, как мне кажется, до сих пор еще в шоке, ей сейчас необходима моральная поддержка.
Героини сами к вам обращаются?
Мы опубликовали информацию в «Правде севера», нашей областной газете. Указали телефон — можно было напрямую позвонить нам.
Вы сказали, что одна из девушек отказалась. Как вы думаете, почему?
Нужна определенная смелость, и за все время проекта отказалась не она одна. Некоторым людям морально очень тяжело. Когда человек уже прошел лечение, изматывающую химиотерапию с последствиями, уже находится в стадии ремиссии, очень тяжело морально возвращаться к этому времени снова. А нужно рассказать, как ты узнал о болезни, через что ты прошел.
Почему важно, чтобы каждая женщина, прежде чем она станет участницей фотосессии, рассказала свою историю?
Организаторы проекта хотели, чтобы те, кто сейчас столкнулся с этим диагнозом, увидели реальных людей, уже переживших это испытание. Участникам проекта оказывают психологическую помощь, им помогают онкотерапевты, они постоянно общаются в чатах, делятся опытом. Если женщина не хочет раскрывать имя и фамилию, она может рассказать свою историю анонимно. Но эти истории очень важны, в них красной нитью проходит мысль о ценности жизни. Многие девчонки пишут, что они думали: «Это может произойти с кем угодно, только не со мной». Бытует мнение, что рак чаще появляется у зрелых людей, но это не так. Многие заболевают в молодом, даже юном возрасте. Еще один миф — рак невозможно вылечить. Чем раньше ты его выявишь, тем больше шансов на успешное лечение. Мы хотим, чтобы люди берегли себя, не боялись идти к врачу, если что-то начинает беспокоить.
Вы же наблюдали за женщинами во время фотосессий, как они себя ощущали?
Немного смущались сначала, хотя бы потому, что никого не знают, но потом все пошло на одном дыхании. Однако все равно есть некоторая напряженность. У одной из участниц рак груди, у нее теперь протез, и она говорит, что ей нужно сначала собраться с духом. Женщины теряют волосы, теряют брови, ресницы. Полнеют, если принимают гормоны. Это неприятие себя в зеркале. Фотосессии, я считаю, как раз полагают понять, что жизнь продолжается, что наши героини красивые, они могут все это преодолеть.
Почему лично вам было важно курировать этот проект?
У меня в семье были случаи рака. Когда близкий человек попадает в такую ситуацию, у родных часто тоже земля уходит из-под ног. Не знаешь, как помочь человеку, когда врачи бессильны, а он сам опустил руки. Я это пережила со своим отцом. Его прооперировали, несколько лет была ремиссия, после чего случился рецидив, и его не стало. Врач мне тогда сказал, что если бы мы обратились раньше, этого можно было бы избежать. Многие боятся услышать свои диагнозы, но нужно знать, что если рано выявить рак, то шансы на выживание очень высокие.