«Маска», которая всегда с тобой
Последние несколько лет театр — обязательная часть досуга горожан, считающих себя средним/креативным классом, интеллигентами, образованными людьми etc. Причем это походы не под конвоем жены непонятно на что, с коньячной анестезией в антракте, а на Богомолова, Серебренникова, Кулябина, Волкострелова… Или хотя бы на Карбаускиса, или в Мастерскую Петра Фоменко. Словом, так, чтобы потом и в Фейсбуке пост написать, и возле кулера с коллегами светскую беседу поддержать. Если верить моей ленте Фейсбука, для таких целей отлично подходят:
1) байки вроде истории про то, как на прогоне «Северного ветра» Ренаты Литвиновой в МХТ им. А. П. Чехова режиссер Богомолов бережно вынес на руках зрительницу, которой стало плохо;
2) громкие имена и премьеры («Какой в прошлом сезоне “Цирк” выпустил режиссер Диденко в Театре Наций, там Ингеборга Дапкунайте — как Любовь Орлова, только круче, а вот в этом сезоне такого не было»);
3) цены на билеты («Я могу себе позволить, но покупать билеты за такие деньги на Додина и Курентзиса — неэтично»).
Так или иначе даже для разговора о ценах нужен информационный повод. Конечно, последние полгода старается Следственный комитет с новостями о так называемом деле Седьмой студии. Но как-то хочется верить, что это закончится (а еще — разумного и доброго), и тут, о чудо, на помощь приходят Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска». Во-первых, номинантов объявляют по осени, где-то в ноябре — и уже можно обсуждать список, ругать экспертный совет и так дожить до нового года. А там и фестивальные показы. В этом году 6 февраля первой на «Маске» сыграли «Золушку» Пермского театра оперы и балета. Дальше — до середины апреля можно до потери пульса ходить в театр и обсуждать увиденное (тем более, кроме конкурсной программы есть «Детский Weekend», «Маска плюс» и так далее), а потом еще неделю, если не месяц, перетирать результаты. Для самых продвинутых есть опция обсуждения экспертного совета в самом начале осени. В общем, «Золотая Маска» — повод, который всегда с тобой. За то ей, «Маске», и главное спасибо. А если серьезно, то в России нет другого фестиваля, который напоминает о масштабах страны (иначе как бы театралы Москвы узнали про крутейший театр «Поиск» из Лесосибирска?), который служит почти что охранной грамотой для новаторов из регионов (да и не только), на который съезжаются западные продюсеры (привет, программа RussianCase). В конце концов, это время, когда можно два месяца кряду смотреть самый разный театр. В общем, «Золотая Маска», даже если я вдруг не соглашусь ни в одном пункте со списком лауреатов — спасибо.
Тени
Режиссер — Кари Холтан
Театральная группа «Избранные» на Новой сцене театра им. Вахтангова
9.04
Для людей, про любовь
В Москве и Петербурге проходит первый фестиваль Юна Фоссе в России. Норвежского писателя и драматурга называют новым Ибсеном, а The Daily Telegraph в 2007 году и вовсе назвала Фоссе новым гением. «Тени» — главное театральное событие фестиваля. Эта постановка, где психологический театр соединяется с современными цифровыми технологиями и перформансом, побывала в Европе, Латинской Америке и Азии и была номинирована на престижную премию «Гедда-присен».
Художник извне и изнутри
Авторы — Дмитрий Волкострелов и Дмитрий Ренанский
20.04-21.04
Санкт-Петербург, театр post в Доме-музее Шаляпина
Для интеллектуалов
Блуждающая премьера независимого петербургского театра post по книге известного искусствоведа и писателя Аркадия Ипполитова «Якопо да Понтормо. Художник извне и изнутри». Книга Ипполитова объединяет и подробно комментирует два текста — «Мою книгу», дневник выдающегося итальянского художника XVI века Якопо да Понтормо, и жизнеописание художника, «Жизнь Якопо из Понтормо, флорентийского живописца», написанное основоположником современного искусствоведения Джорджо Вазари. Автором спектакля значится не только основатель театра post Дмитрий Волкострелов, но и театральный критик, театровед Дмитрий Ренанский. А в числе исполнителей — не только актеры театра post, но и известный балетовед и куратор Павел Гершензон, композитор Настасья Хрущева, режиссер Евгения Сафонова и даже руководитель службы международного сотрудничества Александринки Алексей Платунов.
Муму
Режиссер — Дмитрий Крымов
Москва, Театр Наций
12.04-14.04
Для людей
Дмитрий Крымов — режиссер, с которым, кажется, на российскую сцену и пришел театр художника, впервые ставит на сцене Театра Наций. Театралы знают: классика от Крымова — это неожиданно и остроумно, а его спектакли «Своими словами» по пушкинскому Онегину и Гоголю — лучшая реанимация после уроков самых занудных училок вне зависимости от количества лет ненависти к классике. Кроме того, впервые Крымов работает с Алексеем Вертковым, звездой Студии театрального искусства Сергея Женовача, играющего, например, Веничку в «Москва-Петушки» и Воланда в «Мастере и Маргарите».
Три толстяка
Режиссер — Андрей Могучий
Санкт-Петербург, БДТ им. Г. А. Товстоногова
12.04, 14.04
Для людей, для детей
Худрук БДТ по мотивам произведений Юрия Олеши выпустил сказку-антиутопию в трех эпизодах. Каждый эпизод играется в один вечер, пока выпущены только два. Обещают, что «Три толстяка» будут интересны и подросткам, и взрослым. Впрочем, один только канат, натянутый прямо над головами зрителей, — достаточная интрига для тех, кто не видел ни одного спектакля Андрея Могучего в соавторстве с художником Александром Шишкиным.