Морда лица
Когда Яцек в грохоте «Металлики» проносится на своей старой машине по деревенским улицам, дети бегут за ним с криками «Сатанист поехал!» Но нет, Яцек не сатанист. Он не только носит нательный крестик, молится перед обедом и посещает воскресную службу в костеле, но еще и занят богоугодным делом — возводит на краю деревни бетонную статую Христа. Самую большую в Европе. Все любят Яцека — даже краснорожий дядя, сексист и ксенофоб, который вечно подкалывает племянника за бабью прическу. Но особенно любят Яцека девушки, и подружка у него — лучшая плясунья в районе. Они даже хотят пожениться.
И тут Яцек падает со строительных лесов — да так неудачно, что доблестным врачам приходится сделать ему пересадку лица, первую в мире (конечно, все самое первое и значительное случается именно в Польше).
Новостные сюжеты о чудесном спасении упавшего со статуи Христа рабочего сочатся елеем, но когда камеры отворачиваются от пересаженной докторами рожи (а новое лицо Яцека действительно ужасно — не всякий способен смотреть на это), реальность вступает в свои права. Страховки не хватает на платный курс реабилитации и пластических операций — и нашего героя выписывают домой с перекошенным зверским хлебалом, почти слепым на один глаз. Инвалидность ему тоже не дают — руки-ноги-то целы. Невеста тут же уходит к другому. Церковная община жертвует на реабилитацию своего ближнего не так уж много. Да и сама церковь не при делах. Оно и понятно, у епископа другие проблемы: статую при строительстве повернули лицом к границе, спиной к Польше!.. В общем, начинается настоящий «Человек-слон», только в саркастическом исполнении.
Впрочем, у фильма Малгожаты Шумовской есть еще кое-какие достоинства, кроме трагикомической фабулы и экзистенциального вопроса — что делает нас нами, красивая душа или совершенное тело? (Ответ Шумовской прихлопывает солнечный бодипозитив как муху.) Это еще и довольно уничтожающий реализм. Сама большая — в мире! — статуя Иисуса и правда стоит в польском Свебодзине. Многочисленные бытовые детали рисуют интересный образ сельской Польши — истово-религиозной, искрометно шутящей про цыган, умело пьющей, готовой на многое ради халявы (фильм начинается с сюрреалистического эпизода распродажи в магазине электроники, все покупатели тут — в одних трусах), удирающей в Англию от самой себя, охотно берущейся изгонять бесов из ближнего, не замечая, что они сидят в ней самой.
Танки
Режиссер — Ким Дружинин
C 26 апреля
95 мин
Патриотический военный блокбастер, традиционно богатый на паленое мясо. В начале Великой Отечественной два опытных образца танка Т-34 тайно пробираются из Харькова в Москву, чтобы явить Генералиссимусу мощь и возможности советской военной промышленности. Вовремя прибыть в пункт назначения заводским ребятам (и одной комсомолке) мешают немецко-фашистские захватчики. Но на стороне наших — ум, смекалка и кавалерия.
Миссис Хайд
Режиссер — Серж Бозон
C 26 апреля
95 мин
Серж Бозон — французский режиссер своеобразного «альтернативного мейнстрима», консервативного и удобоваримого по форме, но не слишком-то популярного. «Миссис Хайд» — его вторая работа с Изабель Юппер: тут она играет мадам Жекиль, умученную жизнью и школьниками училку физики, загадочно преобразившуюся после удара молнии. Электрический разряд превращает тишайшее существо в злую огненную леди, по ночам разгуливающую по району и испепеляющую все на своем пути (включая прогульщиков). Днем же полная энергии учительница начинает спецпроект по перевоспитанию противного подростка. Преуспев на ниве педагогики, она смиренно сдается властям.
Собибор
Режиссер — Константин Хабенский
C 3 мая
130 мин
Режиссерский дебют всенародного российского актера — история восстания заключенных в концлагере Собибор. Советскому офицеру Александру Печерскому (его играет сам Хабенский) помогает интербригада, в составе которой и восставший из небытия Кристофер Ламберт. Как мы знаем из истории, все у них получится.
Остров собак
Режиссер — Уэс Андерсон
C 3 мая
101 мин
В недалеком будущем появляется новая болезнь — собачий грипп. Чтобы обезопасить людей, псов ссылают на мусорный остров. Вскоре туда десантируется, как Матиас Руст на Красную площадь, 12-летний Атари, племянник мэра города — его собаку первой сослали в карантин. И начинается форменный уголок Дурова, сложнозапутанный и сочиненный в три руки (сценаристы — Джейсон Шварцман, Роман Коппола и Кунити Номура). Второй мультфильм Уэса Андерсона — это адский замес из цитат, неймдроппинга, социальной критики и популярной музыки похлеще «Голубого щенка».