Театр

21 апреля 2018, 00:00

СИНЯЯ СИНЯЯ ПТИЦА Режиссер — Олег Глушков Москва, Театр Наций 11.05–13.05

Птица синяя летает

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

У птицы — театрального критика звонит телефон. Сахарный король, сладкая версия Элвиса Пресли, соблазняет конфетно-сладким миром. Мишка Тидель учит девочку Матильду справляться с рекой забвения, а заодно быть настоящим другом.

В «Синей синей птице» Олега Глушкова от «Синей птицы» Метерлинка остались, кажется, только молоко и мед, да и то роль у них здесь другая. Героиня (не Митиль, а Матильда) должна принести их из лавки для своего заболевшего брата — вместо того чтобы отправиться в парк аттракционов. Конечно же, перспектива Матильду не радует, брат, как и положено в таком возрасте, раздражает, но когда оказывается, что нужно спасать его из Царства ночи, девочка демонстрирует смелость, сообразительность и силу.

Удивительное дело — режиссеру Олегу Глушкову, композитору Сергею Боголюбскому («Синяя синяя птица» — мюзикл) и художникам Вадиму Воле и Ольге-Марии Тумаковой удается невозможное. Этот мюзикл круто смотреть на дневном спектакле, в окружении детей, которые фотографируются с проходящими в начале второго акта птицами — посетителями театра: вороной в платье в горошек и с блестящими серьгами, пингвинами-спортсменами, пижонистым Белым Попугаем, птицей-хипстером и птицей-критиком. Круто смотреть и вечером, улыбаясь тому, что у фигурок часов, ход которых ломает Матильда, чтобы соединить влюбленных, — имена героев вырыпаевских «Пьяных», да и изъясняются они цитатами оттуда.

Картинка как из комиксов, игр, аттракционов, а синяя птица (конечно, радиоуправляемая) летает над залом.

Собрав свою «Синюю синюю птицу» из культурных кодов, понятных детям (спектакль 6+), Глушков предложил темы для рефлексии и их родителям: игрушечная война с участием деревянных солдатиков — только из-за цвета формы; Матильда, пойманная птицей-коллекционером, которую привлекла ее инаковость; да и просто финальные признания про то, что для каждого из героев значит синяя птица.

Матильду играют три актрисы — Муся Тотибадзе, известная песней про танцующего Виталика, Дарья Макарова и Сэсэг Хапсасова. Я видела последнюю, и это было стопроцентное попадание: отлично поющая Сэсэг дирижировала залом, полным детей, так, что дух захватывало. А главное — хотелось отправиться за своей синей-синей птицей.

Орфические игры. Панк-макраме

Москва, Электротеатр Станиславский

Для интеллектуалов, для людей

15-20 мая

 079_rusrep_08-2.jpg

Самая загадочная премьера сезона. Про «Орфические игры» ничего определенного не говорят даже в театральных кругах. Известно лишь, что это второй новопроцессуальный проект Электротеатра на основе мифа об Орфее, текстов Жана Ануя и Жана Кокто. 12 спектаклей будут идти единым потоком все шесть дней, а участвуют в них, по словам худрука Электротеатра Бориса Юхананова, «люди-амфибии» — артисты, которые становятся авторами-режиссерами, режиссеры, которые играют, композиторы, которые разрабатывают драматическую структуру... «Людей-амфибий», кстати, около сотни.

Влюбленный Шекспир

Режиссер — Евгений Писарев

Москва, Театр им. А. С. Пушкина

11.05-12.05

Для людей, про любовь

 079_rusrep_08-7.jpg

Несколько сезонов подряд в Москве шел спектакль «Одолжите тенора», посоветовать который было стопроцентной заявкой на успех. Спектакль не так давно сняли с репертуара, но автор той работы и худрук театра А. С. Пушкина Евгений Писарев приготовил очередную историю для всех, включая эстетов — «Влюбленный Шекспир» по оскароносному сценарию Тома Стоппарда станет первой постановкой этого текста в России. Кстати, возлюбленную Уилла Шекспира сыграет молодая звезда труппы, выпускница курса Писарева в Школе-студии МХАТ Таисия Вилкова.

Солнечная линия

Режиссер — Евгения Беркович

Санкт-Петербург, Александринский театр

Про любовь, поржать 

29.04, 20.05

 079_rusrep_08-3.jpg

Пьеса Ивана Вырыпаева о неких Барбаре и Вернере, которые прожили в браке семь лет и выясняют на кухне отношения — практически психотерапия, на которую, конечно, стоит идти вдвоем. Сам Вырыпаев говорит, что хотел показать, почему люди не могут найти контакт, что им мешает. В пьесе Вырыпаева можно найти разные подсказки, подходящие, кажется, примерно всем — от банальной привычки перебивать друг друга до разного восприятия мира. «Я сейчас извинялся перед тобой». — «Что ты сейчас делал? Это ты сейчас делал?!»

Две комнаты

Режиссер — Евгений Кулагин

Москва, Гоголь-центр

17.05-18.05

Для людей 

 079_rusrep_08-8.jpg

Две женщины проживают один день накануне полного солнечного затмения — принимают гостей и выясняют отношения с мужчинами, родственниками и домашними животными. Спектакль одного из основателей компании современного танца «Диалог Данс» Евгения Кулагина — череда парадоксальных, абсурдных, трогательных визуальных и хореографических фантазий про попытку найти и удержать что-то важное. В ролях двух женщин — Чулпан Хаматова и Инна Оболдина.