— Что будет с Мурманском? Умрет он, да и все, — считает Эдуард Белянцев, муромчанин и участник проекта. — Он уже начинает загибаться. Потому что рыбную промышленность убили, угольная промышленность его загадит… вообще в центре города заниматься перевалкой пылящих грузов нельзя, я считаю.
Но, развивая мысль, он выходит на конструктив:
— Порт будет — и будет Мурманск. Перспективы есть. Вернуть «полярки» нужно, и, может, молодежь сюда потянется.
— Социальный пессимизм — это неожиданный для нас промежуточный результат, — делится первыми впечатлениями один из инициаторов проекта, координатор Ассоциации журналистов, освещающих семейную тематику, Александр Гатилин. — Мы не ожидали, что многие потенциальные респонденты будут категорически отказываться отвечать на, казалось бы, несложные вопросы о будущем. Мотивация отказов: «не верим, что подобные проекты могут что-то изменить». Люди опасаются откровенно делиться критическими размышлениями. Надо сказать, что многие респонденты все же решились откровенно, критично и вместе с тем конструктивно описать будущее. Мы надеемся, что проект станет поводом для продолжения дискуссии о перспективах развития страны и позволит сделать еще один шаг к выстраиванию конструктивного диалога между обществом и властью как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Понятно, что результаты проекта будут менее радужными, чем похожее исследование Общероссийского народного фронта (ОНФ). Осенью 2017 года Молодежка ОНФ провела всероссийский конкурс «Образ будущего страны». В декабре результаты были представлены Президенту России Владимиру Путину. При опросе более 10 000 молодых людей в возрасте до 35 лет выяснилось, что 98 процентов верят в светлое будущее России и лишь 2% считают, что ничего не изменится. Светлое будущее — это «экономическое лидерство в мире, социальное равенство в стране, цифровизация и роботизация, сохранение традиционных ценностей в условиях меняющегося мира». А вот как описывается ситуация, которая, по мнению пессимистов, не изменится: «коррупция и чванство чиновников, кризис в здравоохранении и ЖКХ, отсутствие социальных лифтов и равных возможностей».
Чуть ранее, летом 2017 года, в федеральных СМИ появилась информация, что администрация президента России активно занимается формированием образов будущего России и создала несколько экспертных групп для этой работы. В августе 2017 года журналисты из 30 региональных СМИ решили присоединиться к разговору о будущем нашей страны. «Русский репортер» поддержал инициативу коллег.
«Образ будущего России не должен стать продуктом политтехнологий, навязанным нам, удобным власти форматом. Он должен стать моделью, отражающей представления простых людей о том, в какой стране они хотели бы жить. Моделью, которую каждый захочет воплощать, — говорит в интервью Агентству социальной информации (АСИ) Инесса Панченко, автор публицистических и просветительских программ телеканала “Самара-ГИС” (Самара). — И рисовать эти образы должны обычные люди, не ангажированные властью, не мотивированные какими-то преференциями. Задача журналиста в этом проекте — найти этих людей, выслушать и обнародовать их мнения. Всегда есть выбор: быть пассивным и принять то, что тебе предлагают, или попытаться сделать шаг навстречу своему прекрасному будущему».
Белла Севостьянова, главный редактор, директор газеты «Шахтинские известия» (Ростовская область) уверена, что «именно городские и районные СМИ обладают наибольшим доверием своей аудитории». «Читатели городских и районных газет, судя по прочной обратной связи, — думающие, искренние, отзывчивые и неравнодушные граждане нашей страны», — отмечает она.
Проект журналистов из регионов поддержали также независимые социологи, которые будут анализировать полученные ответы и выделять наиболее часто встречающиеся («типовые») образы будущего. Это весьма редкое социологическое исследование, сосредоточенное на анализе языка описания будущего.
Игорь Задорин, руководитель исследовательской группы «ЦИРКОН»: «Кто-то скажет, что конструирование будущего — всегда прерогатива элиты. Конечно. Но включение в это творчество масс, всеобщее освобождение воображения, возвращение в массовое сознание мечты и доброй фантастики — разве это плохо? Не это ли создает социальную базу инновационного развития страны, которого нам так не хватает?»
Студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики» под руководством заместителя декана факультета Сергея Давыдова помогают в обработке и анализе полученных ответов. А пока мы с интересом читаем эссе о будущем из разных уголков страны:
«Городу, региону и стране очень не хватает свободы, — пишет Владислав Ястребов из Ульяновска. — Не свободы писать всякую чушь в соцсетях и облаивать тех, чья позиция тебе не близка, а свободы творчества и свободы реализации этого творчества».