Театр

19 мая 2018, 00:00

Везение Греминой

— Лена, спасибо большое, не забывайте про нас и впредь)))

Смайлики. Цветочки.

Я листаю историю переписки в Фейсбуке и пытаюсь вспомнить, слышала ли я такое еще от кого-то очевидно великого в масштабе российского театра и — одновременно — невероятно теплого и простого. Нет. Не слышала, не получала, да и вряд ли уже получу. Это сообщение прислала мне, начинающему критику, драматург, режиссер, основатель и директор Театра.doc Елена Гремина. Такое сообщение могла прислать только Елена Гремина, которая не только основала вместе с Михаилом Угаровым самый независимый театр — Театр.doc, но и стала мамой всей доковской семье.

Удивительное дело: на понятие театра-дома давно перестали молиться, в его возможности стали все чаще сомневаться как раз в нулевые — тогда, когда родился Док. Док, который стал Домом.

Он, Док, конечно, об этом едва ли задумывался — просто рос, звучал все сильнее и увереннее. Не боялся говорить ни про дело Магнитского («Час 18»), ни про болотные посадки («Болотное дело»), ни про бесланских матерей («Новая Антигона»). Все эти спектакли поставила мягкая и теплая, но стальная в своей творческой бескомпромиссности Елена Гремина. Она придумала «Театр.doc на гастролях в Москве» — когда Док, выселенный с Трехпрудного, бесконечно менял дом. Она звала «посмотреть репетиции» полицейских с собакой, дежуривших возле театра до премьеры «Болотного дела».

Она написала после смерти мужа и соратника Михаила Угарова: «Не надо соболезнований. Мне очень и очень повезло, что мы встретились — этого могло и не быть».

Она могла прийти в комментарии на Фейсбуке и дать внятный совет на дурацкий вопрос вроде того, какой ноутбук купить, или трогательно извиняться: «Лена, это вы что, сидя на крыше ждете, когда я свое интервью посмотрю?! Ой, как неловко».

Эта способность быть на равных как будто становилась божественным пенделем и ускорителем, потому что и вниманию, и похвале Греминой было жизненно необходимо соответствовать.

Почти никогда ничего не правила. Однажды попросила: «Лена, с вашего позволения, если вам несложно, можно убрать про “маленький и гордый театр”? Но вы, конечно, сами решайте».

Те, кто работают в культурной журналистике, знают, как дорог такой тон, как он вымирающе редок. И цену этой гордости и независимости выдали только два не выдержавших с разницей в 46 дней сердца ровесников — Греминой и Угарова.

Театр.doc не отменил спектаклей. Ни 46 дней назад, когда ушел Угаров, ни сейчас. Доковские дети обещают устоять и удержать театр. А мы можем просто прийти в Театр.doc, купить билет и так помянуть Елену Анатольевну — на «Новой Антигоне», на «150 причинах не защищать Родину», на «Простить измену», на «Война близко», на «Краткой истории русского инакомыслия», на «Безумном путешествии за святыми дарами» — да и вообще на любом спектакле.

Диджей Павел

Авторы — театр post

Санкт-Петербург, Студия перформативных искусств СДВИГ

02.06

Для интеллектуалов, для людей

 079_rusrep_10-7.jpg

На десятом спектакле по пьесе минского драматурга Павла Пряжко известные умники-эстеты-минималисты от театра решили уйти в отрыв. Известно, что в основе текста Пряжко — популярные песни советской эстрады 1980-х, для работы над этим текстом был привлечен один из ведущих молодых российских хореографов Максим Петров. Кажется, есть основания предполагать танцы.

Взрослые снаружи

Постановка — Михаил Угаров, режиссеры — Варвара Фаэр и Александр Кудряшов

Москва, Театр.doc

30.05

Для людей

 079_rusrep_10-3.jpg

«Подхожу я к преподавательскому столу, ставлю портфель, поправляю костюм. “Здравствуйте, меня зовут Виктория Петровна”. А сама думаю — ну какая же я Виктория Петровна. Я же Вика, Вичка! — непридуманные истории взрослых людей о несовпадении паспортного возраста с внутренним. Последний спектакль, который поставил худрук Театра.doc Михаил Угаров с непрофессиональными актерами, выпускниками доковской «Антишколы».

Я говорю, что люблю тебя

Режиссер — Владислав Наставшев

Москва, Новое пространство Театра Наций

24, 05, 25.05, 26.05, 29.05, 30.05

Для людей, про любовь

 079_rusrep_10-8.jpg

Музыкальный перформанс латыша Владислава Наставшева определяют как «медленные танцы». Режиссер тонких и при этом хитовых спектаклей в «Гоголь-центре» (на «Митину любовь» уже который сезон после премьеры солд-аут) исполняет узнаваемые советские песни в современной авторской аранжировке, превращая любовную лирику в гражданскую. Возлюбленной может стать родина, и безответная любовь и невозможность расстаться — это сегодня тоже про родину. Наставшев впервые в России создает и исполняет перформанс, а зрители смогут не только услышать его пение под аккомпанемент рояля и гитар, но и потанцевать на сооруженной в Новом пространстве танцплощадке.

Приговоренный к смерти бежал

Режиссер — Дмитрий Волкострелов

Санкт-Петербург, ТЮЗ им. А. А. Брянцева

21.05, 22.05, 25.05

Для людей, для интеллектуалов

 079_rusrep_10-2.jpg

За прошлый спектакль в питерском ТЮЗе, «Розенкранц и Гильденстерн», где Дмитрий Волкострелов напоминает про шахматный поединок-легенду с 40 ничьими между Карповым и Каспаровым, российские критики вручили Дмитрию Волкострелову приз журнала Театр. В новой работе на этой же сцене Волкострелов идет от одноименного фильма французского режиссера и сценариста Робера Брессона 1956 года по мемуарам Андре Девиньи, бывшего узника тюрьмы Монлюк во время Второй мировой.

Обещают рефлексию о творческом методе Брессона. Но можно предположить, что будет еще и мудрое и немного печальное размышление про эпоху, которое станет ключом к нам сегодняшним. Так, как умеет в нашем театре только Волкострелов.