В вашу студию набирают детей с четырех лет. С чего начинается обучение танцу?
У нас есть специальная программа, которую мы разработали, она стала лауреатом городского конкурса. Начинается курс с партерной балетной гимнастики, которая помогает развивать природные данные детей, гибкость, выворотность, растяжку. Дети также учатся двигаться, координировать свои движения под музыку — это развивает ритмический слух.
Многие родители отправляют детей на танцы для того, чтобы у любимого чада были красивая фигура и сильный характер. Ребенок это получает?
Да, раскрывается каждый, потому что у нас, помимо танцев, еще много разных заданий и творческих проектов, упражнения на актерское мастерство. С шести лет дети выходят на сцену, там уходят комплексы, страхи. Есть конкурс самостоятельных работ: дети сами готовят постановки на заданную тему, подбирают музыку, образ. На международный день танца мы показывали детскую постановку — балет «Маленькие истории».
Хореография, как и профессиональный спорт, связана с преодолением своих слабостей. Но нужно ли заставлять ребенка что-то делать через «не хочу», «не могу»?
Однозначно да, если хочешь добиться каких-то серьезных результатов в хореографии. У нас достаточно серьезный курс: народный танец, классический танец, балетная гимнастика, историко-бытовой танец, художественная гимнастика. Без преодоления тут никак не получится. Даже в профессиональном училище студентам приходится себя преодолевать.
У нас учатся дети с разными данными, не у всех они идеальные. И тут такой выбор: либо я соглашаюсь и работаю над собой, либо ничего не хочу, ем булки, лежу на диване и не занимаюсь.
Иногда и плакать приходится, дети расстраиваются, что у них что-то не выходит. Это такая школа жизни — характер очень сильно закаляет! У меня девятилетняя девочка пыталась сделать пируэт, никак не получалось. Я ей советую: «Надо сделать сто раз». Она потом подходит ко мне и говорит: «Я сделала 156 раз, у меня получилось».
В профессиональных училищах порой на репетициях применяют физическую силу. Вы как к этому относитесь?
«Балета с палкой» у нас, конечно, нет. Мы не училище, обходимся без жестких методов, но дисциплина для нас важна. Я знаю, что есть дорогие студии, где ребенок говорит: «не хочу» и ему отвечают: «ну не делай». Мы сразу предупреждаем, что ждем трудолюбивых детей, которые хотят чего-то достичь. Если нет, то лучше не в хореографию идти, а на фитнес.
Говорят, у танцоров есть «внутренний стержень». О чем речь, что это значит?
Да, он появляется, потому что с детства усваиваешь: нужно приложить усилия, чтобы продвинуться дальше. Это помогает многое пережить. Ты понимаешь, что неудачи неизбежны, это часть процесса, поэтому они тебя не ломают. Такой подход формирует внутренний стержень в человеке, помогает во многих жизненных ситуациях.
«Синяя птица» ежегодно участвует в фестивале «Русский танец от традиции до современности». Как, на ваш взгляд, изменился этот вид искусства?
Сейчас очень много направлений, синтез разных стилей — они переплетаются, оказывают влияние друг на друга. Новые художественные приемы из одних видов искусства переходят в другие. Популярен пластический театр, есть известный танцтеатр немецкой танцовщицы Пины Бауш. Мы тоже активно используем новые тенденции.
Экспериментируете?
Да, мне скучно в одном направлении. Я как балетмейстер не могу ставить одну классику, поэтому, можно сказать, у нас тоже свой авторский театр.