Юлия Рязанова: «Либо ты работаешь над собой, либо лежишь на диване и ешь булки»

Олеся Остапчук
19 мая 2018, 00:00

Хореографическую студию «Синяя птица», которую открыла кандидат искуствоведения, педагог ГИТИСа по сценическому танцу Юлия Рязанова, приглашали выступать в Кремлевский дворец, Концертный зал имени П. И. Чайковского и на другие крупные городские площадки. «Русский репортер» поговорил с художественным руководителем студии об особенностях современного танца и «внутреннем стержне» танцора

Анна Полянская
Читайте Monocle.ru в

В вашу студию набирают детей с четырех лет. С чего начинается обучение танцу?

У нас есть специальная программа, которую мы разработали, она стала лауреатом городского конкурса. Начинается курс с партерной балетной гимнастики, которая помогает развивать природные данные детей, гибкость, выворотность, растяжку. Дети также учатся двигаться, координировать свои движения под музыку — это развивает ритмический слух.

Многие родители отправляют детей на танцы для того, чтобы у любимого чада были красивая фигура и сильный характер. Ребенок это получает?

Да, раскрывается каждый, потому что у нас, помимо танцев, еще много разных заданий и творческих проектов, упражнения на актерское мастерство. С шести лет дети выходят на сцену, там уходят комплексы, страхи. Есть конкурс самостоятельных работ: дети сами готовят постановки на заданную тему, подбирают музыку, образ. На международный день танца мы показывали детскую постановку — балет «Маленькие истории».

Хореография, как и профессиональный спорт, связана с преодолением своих слабостей. Но нужно ли заставлять ребенка что-то делать через «не хочу», «не могу»?

Однозначно да, если хочешь добиться каких-то серьезных результатов в хореографии. У нас достаточно серьезный курс: народный танец, классический танец, балетная гимнастика, историко-бытовой танец, художественная гимнастика. Без преодоления тут никак не получится. Даже в профессиональном училище студентам приходится себя преодолевать.

У нас учатся дети с разными данными, не у всех они идеальные. И тут такой выбор: либо я соглашаюсь и работаю над собой, либо ничего не хочу, ем булки, лежу на диване и не занимаюсь.

Иногда и плакать приходится, дети расстраиваются, что у них что-то не выходит. Это такая школа жизни — характер очень сильно закаляет! У меня девятилетняя девочка пыталась сделать пируэт, никак не получалось. Я ей советую: «Надо сделать сто раз». Она потом подходит ко мне и говорит: «Я сделала 156 раз, у меня получилось».

В профессиональных училищах порой на репетициях применяют физическую силу. Вы как к этому относитесь?

«Балета с палкой» у нас, конечно, нет. Мы не училище, обходимся без жестких методов, но дисциплина для нас важна. Я знаю, что есть дорогие студии, где ребенок говорит: «не хочу» и ему отвечают: «ну не делай». Мы сразу предупреждаем, что ждем трудолюбивых детей, которые хотят чего-то достичь. Если нет, то лучше не в хореографию идти, а на фитнес.

 

 054_rusrep_10-2.jpg из архива пресс-службы
из архива пресс-службы

Говорят, у танцоров есть «внутренний стержень». О чем речь, что это значит?

Да, он появляется, потому что с детства усваиваешь: нужно приложить усилия, чтобы продвинуться дальше. Это помогает многое пережить. Ты понимаешь, что неудачи неизбежны, это часть процесса, поэтому они тебя не ломают. Такой подход формирует внутренний стержень в человеке, помогает во многих жизненных ситуациях.

«Синяя птица» ежегодно участвует в фестивале «Русский танец от традиции до современности». Как, на ваш взгляд, изменился этот вид искусства?

Сейчас очень много направлений, синтез разных стилей — они переплетаются, оказывают влияние друг на друга. Новые художественные приемы из одних видов искусства переходят в другие. Популярен пластический театр, есть известный танцтеатр немецкой танцовщицы Пины Бауш. Мы тоже активно используем новые тенденции.

Экспериментируете?

Да, мне скучно в одном направлении. Я как балетмейстер не могу ставить одну классику, поэтому, можно сказать, у нас тоже свой авторский театр.