Юлия Трофина: «Мне позвонила директор детского дома и сказала: «Наши дети никуда не поступили. Можно помочь?»

Анна Рыжкова
19 мая 2018, 00:00

Программа «Шанс» фонда «Арифметика добра» помогает детям-сиротам подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ, чтобы без проблем продолжить обучение после школы. Еженедельно ученики из 111 детских домов по всей России подключаются к специальному порталу, где каждого из них ждет свой преподаватель. Он не посадит за последнюю парту, всегда спросит, как дела, и поможет поступить куда угодно. Руководитель программы Юлия Трофина рассказывает, почему дети прогуливают школу, но не пропускают онлайн-уроки, и как детские дома учатся верить в своих воспитанников

из личного архива Юлии Трофиной
Читайте Monocle.ru в

Как в фонде «Арифметика добра» появилась программа «Шанс»?

Я работала в фонде над различными проектами с сиротами. Однажды мне позвонила директор детского дома и сказала: «Наши дети никуда не поступили, даже туда, где минимальный проходной балл. Можно ли как-то помочь?» У нас была в фонде программа онлайн-обучения, но мы работали точечно, а после этого звонка поняли, что самое главное, что мы можем дать детям-сиротам, — это образование. Мы можем помочь сдать выпускные экзамены и поступить в вуз или в профучилище — куда ребенок пожелает.

Вы сразу стали работать с разными регионами?

Мы начали подключать к программе детские дома, с которыми фонд уже сотрудничал. Университет «Синергия» предоставил нам техническую базу: сначала у нас была специальная компьютерная система, где преподаватель и ребенок видели друг друга. Но оставалось очень много ручного труда — расписание на 215 детей, например, составлялось в exсel-табличке. В первый год многие участники программы с каким-то недоверием относились к ней, к преподаванию по интернету — особенно сотрудники детских домов. Некоторые не знали, как включить компьютер, приходилось инструктировать: «Видите красную кнопочку?»

Теперь мы разработали специальный портал, который позволяет вести личные дела детей, отслеживать, кто не пришел на занятие, чем ребенок увлекается, куда поступил. Мы также можем записывать абсолютно все уроки, в день их бывает до трехсот.

У вас есть единая программа, по которой занимаются дети?

Преподаватель работает с ребенком один на один, выясняет его потребности. Мы не проводим никакого отбора в программу, только по желанию; принимают участие и коррекционные детские дома. Для нас обычная история, когда ребенок в 8 классе, при этом ему 18 лет, и он с трудом читает. Самое главное в программе «Шанс» — индивидуальность. Есть менеджеры, которые ведут детей, следят за эффективностью работы. Если кто-то вообще не умел читать, то научиться этому — уже большой успех. Но есть и отличники, которые поступают в престижные вузы. Например, в прошлом году одна выпускница поступила на юрфак МГУ. Сейчас девочка из Ростовской области тоже готовится к поступлению в московский вуз, у нее семь предметов!

А преподаватели получают деньги за уроки?

Да, все уроки оплачиваются. Один урок — 575 рублей, а нагрузку каждый определяет себе сам.

Вы проводите какой-то отбор для учителей?

Да, у нас нет студентов, например. Мы сотрудничаем только с опытными преподавателями. С каждым работают методист и психологи: проводят вебинары, рассказывают об особенностях общения с сиротами, о девиантном поведении.

Что происходит с ребенком, когда он выпускается из школы?

Он все равно остается в «Шансе». У него есть возможность приходить на наши социально-психологические тренинги: это и целеполагание, и профориентация, и финансовая грамотность... В проекте за все три года было 1400 детей, из них постоянно занимается около 700. Но все прочие остаются с нами на связи — мы своих не бросаем.

Бывают случаи, когда ребенку что-то не нравится и он просит поменять преподавателя?

Очень редко. Могут пожаловаться: «Я не понимаю, что она говорит». Но это не конфликтные ситуации. Мы по совету психологов просто меняем преподавателя.

Для многих 575 рублей — это своего рода благотворительность, большинство наших учителей эмоционально вовлечены в дело. Почему дети-сироты слабо учатся в школе? Они часто там никому не нужны. А здесь мы рекомендуем в первую очередь наладить контакт с ребенком. Всегда преподаватель спросит, как у него дела, чем он занимается. На ребенка не орут, его слышат и хотят слушать. Даже если дети первое время прогуливают занятия, это скорее привычка. Раз не пришел, два не пришел, а потом подумал: «Я кому-то нужен, меня каждый вторник в 16:00 ждет человек».

Что требуется от руководства детского дома, чтобы подключиться к вашей программе?

Вообще требуется только желание. В детском доме назначается куратор. Он подключается к порталу, следит за расписанием занятий и сообщает заранее, если ребенок не сможет прийти на урок.

Правда, за три года, узнав о нас по сарафанному радио, к нам подключилось так много детских домов, что мы ради сохранения качества образовательного процесса будем вынуждены с сентября временно прекратить набор.

Очевидно, что наша популярность растет. Например, Новосибирская и Архангельская области подключены к программе полностью. В Красноярском крае — восемь учреждений. На совещаниях директора детских домов отчитываются по успеваемости, и те, кто с нами сотрудничает, встают и говорят: «А у нас все отлично, у нас “Шанс” есть». Но были и такие случаи, когда сотрудники детского дома нам говорили: «Ой, да они не будут заниматься, в школу-то не ходят». Дети очень хорошо чувствуют, когда в них не верят.