— Аркадий, в студию, — сказал глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Грицак в момент театрального воскрешения Аркадия Бабченко. 29 мая украинские власти сообщили о его убийстве, а на следующий признались, что это была инсценировка.
Даже лояльные Украине комментаторы выразили... удивление. В том числе и тому, что публичное вранье на уровне первых лиц страны подается как победа. Объяснение этому через логику спецоперации — слабое, потому что не объясняет пиара и театра.
Вранье с морализаторской интонацией, увы, стало мировой нормой, причем передовиком «постправды» служит Украина. Прогрессивные друзья говорят о проблемах со свободой слова и резонансных убийствах в России, а новости из Украины воспринимают как копию с нас. Это великодержавный шовинизм, основанный на устаревшей информации. Там ушли далеко вперед.
В январе 2017 года СБУ объявило о предотвращении покушения на народного депутата и спикера МВД Антона Геращенко. Того самого, что является лицом скандального сайта для публичных доносов «Миротворец». Естественно, украинские власти сразу объявили о «российском следе». Но доказательств более чем за год так и не появилось, кроме показаний двух уголовников, которых, вероятно, либо наняли на постановку, либо спровоцировали, суля деньги.
В феврале 2017 года в Одессе был якобы похищен (в реальности это оказалась постановка СБУ) депутат Алексей Гончаренко. Тот самый, что был до Майдана регионалом, перековался, а 2 мая 2014 года в Доме профсоюзов радостно сделал селфи на фоне тела погибшего одессита Геннадия Кушнарева. СБУ, похоже, спровоцировала Александра Кушнарева, отца Геннадия, на фейковый «заказ». До суда дела доводить не стали, подозреваемых освободили в рамках прошедшего в конце года обмена пленными.
В убийстве Павла Шеремета украинские и западные журналисты обнаружили, что за убийцами следил сотрудник СБУ, прогресса в деле нет. В убийстве журналиста и писателя Олеся Бузины есть подозреваемые исполнители-неонацисты, но они отпущены до суда на волю под давлением «активистов». Убийца экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова оказался участником националистических батальонов, но заказчик не найден, хотя президент Петр Порошенко сразу заявил, что виновен Путин. Не раскрыто убийство в 2015 году депутата-регионала Олега Калашникова, да и большинство других громких преступлений, начиная со смертей на Майдане.
Да что там преступления! Украинские спецслужбы даже не смогли обеспечить инкогнито Петра Порошенко, который в начале января съездил на Мальдивы и потратил там за неделю 500 тысяч долларов.
Но и это не повод к великодержавному шовинизму. Украинцы не хуже и не лучше русских, и гражданская война у нас, увы, общая, что и подтверждает биография добровольного участника эсбэушной постановки, россиянина Бабченко. В украинской «игре» большие игроки (не только американцы, но и наши — по другую сторону линии фронта) часто ставят на специфические кадры — на не только утративших совесть, но и лишенных даже показного стыда людей. Ну или терпят искренних фанатиков, вроде командира «Азова» Андрея Билецкого, всерьез верящего в свастики, руны и прочую Валгаллу.
Российские власти пытаются подражать Украине, участив поиск «экстремистов», маскируя политические дела под уголовные, что, вероятно, имеет место и в деле Оюба Титиева. Но российской пропаганде еще далеко до украинского образца — у нас еще не все крупные преступления и беды объясняются происками врага. А полуправдой и умолчаниями не победить беззастенчивую ложь (ну и для такой лжи нужно иметь некритичных доброжелателей в мировых медиа). Тогда единственный выход — правда, но для этого нужна настоящая журналистика, которой, увы, и у нас все меньше.