Театр

16 июня 2018, 00:00
СТРАСТИ ПО МАРТЕНУ Режиссер — Анна Абалихина. Выкса, фестиваль «Арт-Овраг»

Уходящие печи 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

- Утвержда-а-аю…Инструкция-я-я... – вокалисты в халатах и касках, таких же, которые зрители получали на входе в Мартеновский цех Выксунского металлургического завода, исполняют партитуру, написанную композитором Алексеем Сысоевым.

За их спинами на светлых пластинах проецируются лица заводчан.

Последнюю Мартеновскую печь в Европе остановили 25 марта этого года. Людям, которые привыкли, что их жизнь организована этим производством, нужно в прямом смысле слова попрощаться с прошлым.

И перформанс «Страсти по Мартену», который на фестивале «Арт-Овраг» показала звездная команда (режиссер Анна Абалихина, композитор Алексей Сысоев, драматург Екатерина Бондаренко, художник Ксения Перетрухина и куратор проекта Юрий Муравицкий, все они – или лауреаты или номинанты «Золотой Маски»), стал этим прощанием. Прощанием нежным, величественным и печальным.

«Ну зачем делать на заводе перформанс про завод?» - перед началом спрашивал один театральный критик, будучи с точки зрения логики максимально убедительным. Был миллион возможностей проиграть этим декорациям, оказаться в прямом смысле слова несоизмеримыми масштабу происходящего. И то, что показали на «Арт-Овраге», казалось и победой, и чудом.

Перформанс состоял из пяти частей, каждая из которых так или иначе рифмовалась с процессом производства стали, а в хореографическом рисунке проявлялись траектории движения сталеваров.

Первая, вокальная, соответствовала закладке металлолома в печь, в финале хористы клали в мульду завалочной машины варежки сталеваров. Вторая часть соответствовала выплавке стали: танец символизировал работу сталеваров, ударники в качестве барабанов использовали стальные колеса, которые производят на заводе. Третья часть, самая впечатляющая, - пролет выпуска стали. Здесь в игру вступили огромные краны, от проезда которых над головой возникал животный ужас. В четвертой части зрители спускались в своеобразный лес – он так и назывался – лес изложниц, когда сталь остывала в форме, а зрители возле каждого дерева-стальной конструкции, слышали голоса сотрудников завода. Финалом стала отправка состава с остывающей сталью, когда открылись ворота и мимо зрителей проехали вагоны с молодыми с деревьями.

И стало очевидно, что просто завод и производство, которое само по себе завораживает, не произвели бы того впечатления. Что театр стал не только способом красиво проводить уходящее в историю производство, но и проводником к этому производству, объяснил, что и краны умеют чувствовать.

£¥€$ (ложь)  Авторы – театральная компания Ontroerend Goed

Москва, Experience Space by Cinzano  

29. 06, 30.06, 01.07.

Для людей

 079_rusrep_12-7.jpg

Интерактивное шоу о деньгах, на которое просят приходить с наличкой. Оказываясь в зале, зрители рассаживаются за столы по семь человек. С этого момента — они игроки, а каждый стол — экономическая система или Центробанк страны. Игроки делают ставки, каждый может стать мультимиллионером. Театральная компания Ontroerend Goed, которую уже привозил в Москву импрессарио Федор Елютин, дает возможность почувствовать себя одним из богатейших людей мира, человеком избранным, а заодно - узнать больше о механизмах экономики и глобальных финансов. Спектакль  - обладатель приза международного театрального фестиваля Edinburgh Festival Fringe 2017 года.

Dostoevsky.fm Режиссер – Александр Никитин

Москва, Электротеатр Станиславский

18. 06

Для интеллектуалов

 079_rusrep_12-8.jpg

Очередной дебют на Малой сцене выпускника Бориса Юхананова. Александр Никитин собрал коллаж из текстов Достоевского, Пушкина и Моцарта. Фрагменты из романов «Идиот» и «Бесы», пушкинского «Моцарта и Сальери», а также писем Моцарта сложены в драматический концерт, где можно тексты слушать как музыку. Зрителей ждут три акта, три героя и три автора, а также - диктор, объявляющий следующий «номер». Внутренняя связь фрагментов не афишируется, но, зная любовь к экспериментам и междисциплинарности, которыми славится Электротеатр, стоит ждать сюрпризов.

Гамлет. Замысел Мейерхольда для дирижера с оркестром Авторы: Екатерина Кострикова, Даниил Посаженников, Анна Кострикова

Москва, ЦДР на Соколе

22.06

Для интеллектуалов, для людей

 079_rusrep_12-2.jpg

Есть такой театральный журнал – «Замыслы», который куда больше про искусство, чем про медиа. Так, одной из обложек «Замыслов» оказалась часть декорации режиссера Дмитрия Крымова. А в выходящем третьем номере ключевой стала тема неосуществленного замысла «Гамлета» Мейерхольда. И по этому поводу редакция предлагает концерт, в котором роль дирижера будет синонимична роли режиссера, оставшегося наедине со своими размышлениями и страстным желанием «воплотить идею». А центром звуковой инсталляции станет не реконструкция замысла, а сам факт его невоплощения. В конце концов, не зря же Мейерхольд просил: «Напишите на моей могильной плите: “Здесь лежит актер и режиссер, не сыгравший и не поставивший “Гамлета”».

«Сокровенное»  Авторы – театральная компания Ontroerend Goed  Москва, Experience Space by Cinzano

29 06, 30.06, 01.07.

Для людей, про любовь

 079_rusrep_12-3.jpg


У бельгийской театральной компании Ontroerend Goed есть "личная" трилогия для одного зрителя. Ее первая  и третьи части, smile OFF и «твоя_игра» уже приезжали в Москву. И теперь поклонники формата one-to-one, когда на одного актера приходится один зритель, могут собрать впечатления воедино.
"Сокровенное"  — это попытка с помощью театра разобраться в природе возникновения эмоциональных связей. Возможно ли их рождение  в заданных условиях ограниченного времени и сценария? Как быстро можно настроить эти связи? Иные подробности  о спектакле держатся в секрете. Наверняка можно сказать только одно: чем более открытыми и откровенными будут зрители, тем сильнее станет их впечатление.