Карта сообществ

14 июля 2018, 00:00

В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, реализуют некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем о спектаклях, документирующих жизнь городов и маленьких населенных пунктов

Дивногорье

На две недели в музей-заповедник Дивногорье приедут известные режиссеры, художники, хореографы, актеры и драматурги, чтобы собрать материал для документальной пьесы «Четки» о природе и жителях этого места. Возглавляют экспедицию режиссер Руслан Маликов, сотрудничающий с Центром им. Вс. Мейерхольда, Театром Наций, Театром.док, и художник Александр Петлюра, куратор выставок и автор перфомансов в США и странах Европы. Все участники приедут в Дивногорье за свой счет, будут проводить для жителей бесплатные мастер-классы и читать лекции о документальном искусстве. Спектакль будет показан в Москве, Воронеже и Тарусе (в 2016 году студенты Воронежского института искусств ставили здесь под руководством Маликова и Петлюры документальный спектакль «Таруса и тарусяне»).

Воронеж

Спектакль «День города» Михаила Бычкова — это монологи воронежцев о власти, о «московских хозяевах», о «невозможной» жизни под залпы салюта в честь праздника. День города, отведенный для официальной любви и поздравительных речей чиновников, становится для жителей поводом выяснить отношения с Воронежем. Среди выясняющих отношения — парень в инвалидной коляске, который не может получать сразу два пособия, потому что «ты либо инвалид, либо у тебя папа умер», девушка нетрадиционной ориентации, ряженая цыганка, сравнивающая Воронеж с «хорошими» городами — Муромом и Владимиром, и ворчащий заводской рабочий.

Прокопьевск

Специально для Прокопьевска драматурги Юлия Тупикина, Вячеслав Дурненков, Ярослава Пулинович и Полина Бородина написали пьесу-трилогию на основе документального материала, интервью с жителями города. Проект состоит из частей «ПодростОк», «Тридцать плюс» и «Хорошие новости» — о том, как живется в городе шестидесятилетним. Каждый месяц эти три спектакля в Прокопьевском драматическом театре играют три вечера подряд, как «вербатим-сериал».

Новосибирск

Театр «Старый дом» работает над документальным спектаклем «Пыль». В основу сюжета легли не только монологи жителей Новосибирска, но и фрагменты мифов о городе и исторические исследования. Петербургский драматург Алина Шклярская планирует, что к «медиаспектаклю» смогут подключиться люди, которые находятся в любой точке города, и влиять на действие. Ключевые темы для пьесы выбирались посредством интернет-голосования.

Екатеринбург

В Ельцин Центре режиссер Александр Кудряшов поставил спектакль «Сны Екатеринбурга». Это портрет города, созданный по рассказам и воспоминаниям разных людей: рабочих, пенсионеров, студентов, детей. Для авторов постановки также было важно расспросить людей об их снах, связанных с Екатеринбургом. Главная героиня оказывается перед выбором — переезжать туда, где живется лучше, или остаться здесь, в городе с плохими дорогами и постоянными дождями. «Может быть, это как Лондон, только на Урале», — подхватывает ее мысль Кудряшов.

Мирный

Театр Наций поехал на гастроли в Якутию в рамках проекта «Театр Наций FEST…» и познакомил мирнинский театр, в труппе которого всего 13 человек, с жанром городского вербатима. Вместе с московской командой режиссеры и драматурги из Мирного в течение нескольких дней собирали документальный материл. Спектакль получился об истории Мирного — места, где в 50-х годах стали селиться пер­вые ал­ма­зо­до­быт­чи­ки вокруг самого крупного алмазодобывающего карьера «Мир». Главная цель, которой добивались авторы постановки, — эффект узнавания. Город такой маленький, что во время спектакля зри­те­ли в зале указывали пальцем на того, чей монолог произносится со сцены.

Елизарово

Участники проекта «Село» — люди со всего Ханты-Мансийского автономного округа, интересующиеся документалистикой, на десять дней приехали в село Елизарово, расположенное в 80 километрах от регионального центра, чтобы поговорить с жителями и написать пьесу. Документальный спектакль о семье, рыбалке, любви и алкоголе поставили прямо в поле, на месте недостроенной фермы. В сентябре премьера постановки состоится уже на сцене в Ханты-Мансийске — вместе с премьерой фильма о проекте. Фильм снимала выпускница Школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова Наталья Касьянова.