Театр

14 июля 2018, 00:00

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН Тобольск Режиссер — Марина Брусникина
Читайте Monocle.ru в

Не столь различны меж собой: Онегин (не) против Мундиаля 

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

На входе в Тобольский кремль — огромная толпа. Внутри выстроена сцена для Тюменского филармонического оркестра и несколько пюпитров — для Евгения Миронова, Марии Мироновой, Игоря Верника, Елизаветы Боярской, Авангарда Леонтьева, Ольги Остроумовой и Василия Михайлова. Совсем скоро они начнут спектакль-концерт, который сочинила режиссер Марина Брусникина для фонда «Артист». Будут звонить колокола, Онегин вновь вызовет на дуэль Ленского, а Татьяна в финале голосом Лизы Боярской сообщит, что другому отдана, так, что земля на знакомых словах вдруг сделает пару лишних оборотов, а внутри тебя что-то окончательно умрет. Между поэтическими строками будут звучать Чайковский, Свиридов и Прокофьев. Мошки будут кусать, солнце — садиться, а примерно три тысячи тоболяков и гостей — быть с Пушкиным и куда реже, чем можно было предположить, поглядывать в телефоны. Концерт придется на основное время матча Россия — Испания, так что выбор знакомого Пушкина для многих неочевиден. «Может, включите на экранах трансляцию без звука», — полушутя, полусочувствуя предлагали на репетиции Марине Брусникиной журналисты. «Да я сама болею! Но артистов жалко», — вздыхала режиссер. Сборная России тоже пожалела артистов: дополнительное время началось сразу после концертов, и после стоячей овации «Онегину» его зрители сели смотреть футбол. Из-за сцены примчался Игорь Верник, который устроил еще один спектакль своим болением.

Все стало возможно благодаря «Театр Наций FEST’у», который придумал худрук театра Евгений Миронов. В этом году фестиваль длился десять дней: на открытии в Тюмени выступил Дмитрий Сердюк с «Наше все... Бродский. Лица необщим выраженьем», на сцене Театра Ершова в Тобольске сыграли «Злачные пажити» новосибирского «Старого дома», «Осторожно, эльфы!» и «Живые картины» Театра Наций, а публицист-хулиган Александр Цыпкин привез свои «БеспринцЫпные чтения». И нет, это не реклама, это очевидный тренд: бизнес активно думает о городах, в которых он работает — за «Онегина» и Ко отвечала компания «Сибур» и ее программа «Формула хороших дел». Ну и немножко российская сборная, потому что в вечер Онегина и мундиаля под звон тобольских колоколов один театральный критик по имени Лена физически ощутила свою русскость так, как не ощущала за почти три десятка лет ни разу.

Точка доступа

Санкт-Петербург

19.07-05.08

 079_rusrep_14-8.jpg

Летний фестиваль искусств, предлагающий и продюсирующий спектакли в нетеатральных пространствах, в этом году предлагает 10 спектаклей из пяти стран — России, Германии, Швейцарии, Австралии и Ирана. Программа делится на три блока: собственная программа фестиваля, гастрольная и специальная программы.

Али Асгар Дашти из Ирана сыграет спектакль-сериал в четыре вечера «Маленькие ночи»; швейцарец Мартин Шик готовит спектакль-путешествие по рекам и каналам «Санкт-Петербург вне себя», а немец Йозуа Рёзинг поставит спектакль «Марат / Сад» на площадке «Невского Центра». В гастрольной программе — оперный спектакль «Трехгоршковая опера» в роскошной дамской комнате отеля Hilton от австралийской компании Bonton, «Музей инопланетного вторжения» от московского Театра взаимных действий в выборгском форте Константин и казанское «Время роста деревьев» Регины Саттаровой в Парнасе. В специальной программе — иммерсивное шоу «Безликие»; новая версия «Questioning / Кто ты?» от швейцарского театра Magic Garden и Pop-up театра в адаптации Семена Александровского, спектакль в парке Театра «На Литейном» «Вишневый сад. Тишина» и хит «Точки доступа» — «Разговоры беженцев» на Финляндском вокзале.

Для людей

Свияжск-ARTель

Свияжск

03/08-05/08

 079_rusrep_14-7.jpg

Остров-град Свияжск из просто потрясающе красивого места буквально за несколько лет превратился в важную театральную точку на карте нашей страны. Подробности программы «Свияжск-ARTели», которая де-юре — театральная лаборатория, а де-факто — настоящий фестиваль, еще держатся в тайне. Но участников в свою команду уже набирали звезды европейского и мирового постдраматического театра, берлинская театральная команда Rimini Protokoll, а также режиссер Степан Пектеев, который искал артистов, владеющих татарским, марийским, горномарийским, чувашским, мордовским, удмуртским, башкирским языками.

Для людей

Фестиваль «Вдохновение»

Москва, ВДНХ

20/07-05/08

 079_rusrep_14-3.jpg

Театр — тема четвертого международного фестиваля искусств «Вдохновение». На открытии 20 июля уже практически обрусевшие вездесущие немцы Rimini Protokoll покажут проект Situation Rooms, героями которого стали 20 человек из разных точек планеты, объединенные знанием того, что такое война. Художник Ксения Перетрухина «разбросает» по Центральной аллее ВДНХ инсталляции-сюрпризы, где прохожие смогут подумать над интимностью и публичностью театра.

В день рождения ВДНХ, 1 августа, французский театр Les Plasticiens Volants представит шоу «Космическая одиссея», во время которого небо и земля заполнятся гигантскими фигурами. А рок-певица Кати Аврам вместе с артистом и режиссером Пьером Бертело (французский театр Générik Vapeur) в спектакле Waterlitz оживят 19-метровую конструкцию — гиганта Omni, собранного из морских контейнеров.

Для людей

Электродвор

Москва, двор Электротеатра Станиславский

23/07, 27/07

 079_rusrep_14-2.jpg

Электродвор — возможность почувствовать себя в Москве как в Авиньоне. Даже просто в середине летнего дня загорать во дворе Электротеатра — целое театральное приключение. Наверняка рядом кто-то будет репетировать. 23 июля там пройдет Ковер-party — пилотная версия нового проекта Электротеатра Станиславский и арт-группировки «КТОМЫ» по мотивам сказок «Тысячи и одной ночи», и 27 июля — открытие первого фестиваля ElectroJazz, где вместе с музыкантами, актерами и современными композиторами выступит философ Натэлла Сперанская, основатель и куратор культурно-просветительского проекта JanusAcademy.

Для людей