Театр

11 августа 2018, 00:00
МАРАТ/САД Санкт-Петербург Режиссер — Йозуа Резинг

Театр в себе

Елена Смородинова, театральный обозреватель «РР»

Послушать знаменитые оперные арии в туалете пафосного отеля Hilton на Петербургском шоссе, захватив для туалета сменные туфли на каблуке. Посмотреть на подъем-спуск эскалаторов в «Невском центре» как на музыку — и разочароваться, что это не спектакль, а сотрудники разъезжаются. Задремать в Мультимедиа-центре «Русского музея» (критики спят не только в театре). Прокатиться по Неве в сторону Васильевского, съесть пышку, поблагодарить экскурсовода и захотеть убить актеров. Очередная «Точка доступа», специализирующаяся на спектаклях в нетеатральных пространствах, с пространствами в этом году разобралась на отлично, а вот со спектаклями — не очень.

Я видела четыре спектакля. Первый, «Трехгоршковая опера» Клеменса Уильямса, — прекрасная, хотя, возможно, и необязательная история о женской солидарности в женском же туалете. Три героини пропевают известнейшие арии из опер Пуччини, Моцарта и Бизе и поддерживают друг друга — в горе и радости, которые регулярно наблюдают молчаливые туалетные зеркала. Легкая «Трехгоршковая» — образец театра, которого лично мне часто не хватает. Такого, после которого свободная голова и хорошая настроение. Да и пение в туалете от актрис, одна из которых солирует в Сиднейской опере, заставляет примириться с тем, что во многих неожиданно могут просыпаться солистки оперы.

В «Петербурге вне себя» настоящий экскурсовод читает книгу знаменитого архитектора Рема Колхаса «Нью-Йорк вне себя». Только режиссер Мартин Шик и театровед и драматург проекта Анна Ильдатова поменяли Нью-Йорк на Петербург, превратив Манхэттен — в Васильевский остров, Парамаунт — в Ленфильм, а Метрополитен-опера — в Мариинку. Эффект получился любопытнейший; если бы не неловкие актерские интермедии и очевидно лишний текст в финале, в духе «Петербург — наша культурная столица», то спектакль можно было бы считать разновидностью спектакля-променада — спектаклем-плавалкой.

Два других спектакля ужасно хочется ругать, но место заканчивается. Скажу лишь, что «Марат/Сад» немца Йозуа Резинга мог бы быть сыгран где угодно. Но лучше — нигде, потому что борьба с внутренним Станиславским очевидно неплохих русских актеров и попытка проорать будто бы по Брехту пьесу Вайса выглядит довольно неловко.

Как и попытка поженить «Вишневый сад» Чехова с воспоминаниями иранской актрисы и участницы спектакля Рамоны Шах в спектакле «Железную дорогу построили, и стало удобно».

Одно очевидно: за четыре года существования «Точки доступа» театр научился выходить вне себя и своих пространств. Вклад в это «Точки…» бесспорен. Но теперь, очевидно, пришло время прекратить разбираться с тем, что театр, а что нет, и разобраться с более насущным — вроде способа актерского существования или необходимости этого самого выхода.

Кто убил Анну

Режиссер — Алексей Розин

Москва, театр «Практика»

16/08

 079_rusrep_16-3.jpg

В спектакле независимой театральной компании Le Cirque de Charles La Tannes, авторов знаменитых «Копов в огне», актриса Мастерской Дмитрия Брусникина Марина Васильева (ее вы видели в «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой и «Аритмии» Бориса Хлебникова) рассказывает и разыгрывает на расстоянии вытянутой руки роман, составляющий культурный код русского человека. Кстати, 700 страниц обещают вместить в 75 минут.

XX Международный фестиваль современного танца OPEN LOOK

Санкт-Петербург, ТЮЗ им. А. А. Брянцева, Новая сцена Александринки, Парадный двор Юсуповского дворца

14/08-18/08

 079_rusrep_16-7.jpg

В Парадном дворе Юсуповского дворца на Мойке перформанс-представление «Рождение Феникса» сыграет одна из ведущих трупп Израиля «Вертиго». Впервые в России выступит Корейская национальная компания современного танца с постановкой «Рассуждения о “Весне Священной”. Образ Розы». Кстати, музыку к постановке композитор Ра Есон написал как оммаж к сочинению Стравинского. За модную иммерсивность будут отвечать тактильный спектакль «Со-Прикосновение» Катрин Решетниковой, буто-представление Анны Гарафеевой «КАМИЛЛА» и спектакль «Душа № 2. Исполнитель» голландского хореографа Жерома Мейера.

В русской части OPEN LOOK можно будет увидеть челябинский «Картон» от корифея российского контемпорари Ольги Пона. А также «В режиме ожидания Годо» «Балета Москва» и «Вселенная DQ. Вырабатывая эндорфины» по мотивам рассказа Борхеса с хореографией и в исполнении Константина Матулевского и Софьи Гайдуковой.

Будущее.doc 

Режиссер — Дмитрий Соболев

Москва. Театр.doc 

22/08

 079_rusrep_16-2.jpg

Документальный мультимедиа-спектакль в формате «сегодня вечером и больше никогда». Среди участников — публицист Юрий Сапрыкин, правозащитник Зоя Светлова, актер и режиссер Александр Молочников, актриса Юлия Ауг и другие артисты, режиссеры и драматурги, в разное время работавшие в Доке. Текст собирали из вербатимов подростков — ровесников театра, которым задавали вопрос: каким вы видите будущее (свое, театра и планеты).

Да, все средства от сборов пока еще в старом здании Дока (театру грозит очередной переезд) пойдут на этот самый переезд.

Красный сад

Режиссер и композитор — Александр Маноцков

Свияжск

18/08, 19/08

 079_rusrep_16-8.jpg

Вторая часть оперной трилогии Александра Маноцкова, посвященная Свияжску. Премьеру первой, «Сны Иакова, или Страшно место» (см. фото в этом анонсе), сыграли в августе прошлого года. «Красный сад» будет не продолжением «Снов Иакова», а оперой про революцию на Рождественской площади в Свияжске. Один из главных героев — якобы существовавший памятник Иуде на Рождественской площади, а вокалисты будут пользоваться мегафонами как специальными музыкальными инструментами.